ЕЩЁ О ХУДОЖНИКЕ КАСАТКИНЕ

Рассказ о художнике Н.А.Касаткине, который затронул в своих работах фабричную тему, продолжает Действительный член Морозовского клуба Гамэр Баутдинов.

Картина Н.А.Касаткина «Трамвай пришёл».
Картина Н.А.Касаткина «Трамвай пришёл».

Случилось так, что в последнее время мне дважды довелось прочитать материалы, посвящённые Николаю Алексеевичу Касаткину (1859-1930). Причём они были связаны с дорогими и близкими мне местами – моим родным городом Орехово-Зуево и московским районом Сокольники, где я много лет живу. Что касается ореховской темы в творчестве этого художника, то она интересно представлена в недавно опубликованном на сайте Морозовского клуба рассказе краеведа Галины Карповой — https://vk.com/@morozov_club_oz-rassuzhdenie-o-prebyvanii-hudozhnika-v-orehovo-zuevo-na-fabr .

А материал о связи Н.А. Касаткина с Москвой под названием «Последний передвижник жил в Сокольниках» был помещён в газете «Восточный округ» (№ 34, сентябрь 2022 г.) за подписью Марины Макеевой, беседовавшей с директором музея Сокольнического парка Наталией Макаровой. Вот некоторые любопытные фрагменты этой беседы.

Соперницы
Соперницы.

«Соперницы», «Осиротели», «Шахтёрка», «Углекопы» — автор этих и множества других известных картин художник-реалист Николай Касаткин всю жизнь был связан с Сокольниками. О том, как весело играет музыка на Сокольническом круге и какие вкусные леденцы — петушки на палочке — продают на просеках, Коля Касаткин знал с малолетства. У его отца, лучшего гравёра-литографа Москвы 1860-х годов Алексея Александровича Касаткина, была дача в подмосковном Марфине. Оттуда вся семья часто ходила гулять в Останкино, Леоново, Сокольники. Поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Николай часто ставил мольберт на берегу Оленьего пруда. Они с однокашниками — в те годы студентами училища были Левитан, Нестеров, Коровин, Савицкий — приезжали в Сокольники на пленэр.

В 1914 году Сокольники стали для главы Товарищества передвижников, действительного члена Академии художеств Николая Касаткина домом и постоянной мастерской. 55-летнему художнику было уже трудно ездить с дачи на Мясницкую, где он вёл класс живописи. Новый дом покупать не понадобилось: разобрали по брёвнышку марфинскую дачу и перевезли на новое место. В справочнике «Вся Москва» за 1916 год владение Н.А. Касаткина значится на Ростокинском проезде под номером 18.

Можем предположить, что именно отсюда он уезжал в Орехово-Зуево и Богородск (Ногинск): сначала трамваем добирался до Курского вокзала, а затем садился на поезд. От того места, где жил художник, было недалеко до огромного завода по производству резиновых изделий «Богатырь» («Красный богатырь» с 1923 года), находившегося на другом, левом берегу реки Яуза. Здесь он мог видеть рабочую среду, и какие-то персонажи нашли, наверное, отражение в его творчестве. Её же отобразил в повести «Сёстры» писатель Викентий Вересаев.

«Увидите в прихожей необычайное множество галош — не пугайтесь, заходите, это не значит, что пришла куча гостей, — предупреждал Николай Алексеевич знакомых. — Это все свои галоши, у меня 10 детей». Жене Мартене Ивановне было нелегко, поэтому в доме всегда жили помощницы. Одна из них приходилась родственницей Льву Толстому. Касаткин на протяжении многих лет был увлечён учением Толстого, состоял с ним в переписке, ездил в Ясную Поляну. Толстой высоко ценил картины Касаткина. И только полотно «Трамвай пришёл» вызвало у него неприятие. Он обвинил художника в легковесности и в работе на потребу публике.

Касаткина называли Некрасовым русской живописи. Он одним из первых художников в России начал изображать тяжёлую, беспросветную жизнь рабочих. После Октябрьской революции 1917 года художник сразу откликнулся на предложение врача-педиатра Ивана Васильевича Русакова, председателя Сокольнического Совета рабочих депутатов, создать студию художественного образования для рабочих и их детей.

Преподавал Николай Алексеевич и в Лесной школе, открывшейся на территории бывшей дачи купца Лямина на 6-м Лучевом просеке Сокольников. С 1 сентября 1918 года он занимал должность художника-инструктора Сокольнического райсовета. Плакаты к Первомаю, к годовщинам Октября и другие — это его темы.

дача
Бывшая дача купца Лямина, связанная с именами Ленина и Крупской.

Родственные узы связывали семью Касаткиных с учёным-естествоиспытателем Климентом Аркадьевичем Тимирязевым. Они общались, обсуждали дела. Когда в июне 1918 года возникла идея открыть станцию юных любителей природы имени К.А. Тимирязева на бывшей даче купца Содомова (в то время адрес: Ростокинский проезд, 2-4), Касаткин согласился организовать и вести там художественную студию. Как и все сотрудники биостанции, живописец должен был вести фенологические наблюдения, записывать метеорологические данные. Это сказалось и на творчестве художника. Позже она была названа Станцией юных натуралистов (или просто «юннатов»), а теперь её официальное название — Федеральный детский эколого-биологический центр.

здание

Николай Алексеевич Касаткин умер внезапно. Рассказывая посетителям Музея революции о своей новой картине, которую там экспонировали, он упал: не выдержало сердце. Это случилось 17 декабря 1930 года.

Профессор Гамэр Баутдинов

28 декабря 2022г.

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий