Рассуждение о пребывании художника в Орехово-Зуево на фабриках у Морозовых

Краевед Галина Карпова рассказывает о своих исследованиях творчества художника Н.А.Касаткина, связанного с фабричной темой.

Художник Н.А.Касаткин
Художник Н.А.Касаткин

Начнем с того, что в очередной раз, листая интернетовский аукцион «Мешок» была найдена открытка, выпущенная московским Издательством изобразительного искусства в 1977 году с репродукцией картины хранящейся в Серпуховский историко-художественном музей , которая заинтересовала своей надписью: «В.А.Касаткин (1859-1930) Новый ткацкий зал. Орехово-Зуево. 1904».

открытка

Председатель МК Андрей Столяров сделал запрос в Серпуховский историко-художественном музей о картине. И выяснилось: что в музей эта картина попала после революции; что в документах она действительно числится как «Новый ткацкий зал. Орехово-Зуево», что существует книга Ситника Константина Андреевича «Касаткин. Жизнь и творчество», написанная в 1955г., где указано, что «…картина «Новый ткацкий зал» (1904, местонахождение неизвестно) изображает цех одной из фабрик в Орехово-Зуеве…» и там же «… что Касаткин написал ещё одно произведение «Старый ткацкий зал» на Прохоровской фабрике в Москве».

Найти изображение картины нам пока не удалось.

Об этой информации написал и Владимир Лизунов в книге «Старообрядческая Палестина (из истории Орехово-Зуевского края)»: “В музее города Серпухова хранится картина Касаткина “Новый ткацкий зал в Орехово-Зуеве”.

Так вот, предлагаем поразмышлять, был или не был художник Касаткин в Орехово-Зуево?

И, для начала, немного информации о художнике:

Каса́ткин Никола́й Алексе́евич, родился в Москве в декабре 1859 года. С детства он видел как творит его отец, художник – литограф, Алексей Александрович Касаткин, и сам начал писать картины. В 1873 году отец же и подготовил его к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества которое он сам окончил в 1865 году.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1883 году Касаткин окончил училище и его дипломная работа «Нищие на церковной паперти» имела большой успех , за что Николая наградили большой серебряной медалью и дали звание высококлассного художника.

«Нищие на церковной паперти»
«Нищие на церковной паперти»

Главным же его наставником в творчестве и жизни, стал академик и действительный член Императорской Академии художеств Василий Григорьевич Перов, который и научил Николая, чутко и внимательно, наблюдать и изучать явления окружающей жизни, и в самой реальной действительности находить образы и сюжеты.

Перов Василий Григорьевич, автопортрет.
Перов Василий Григорьевич, автопортрет.

портрет

Жизненность и правдивость изображаемых сцен и событий стали основоопределяющими творчества Касаткина. Никола́й Алексе́евич много творил и стал одним из основателей «Социалистического реализма» в живописи. Как художник Касаткин немало путешествовал, и не только по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 года стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок» , и по 1900-е годы ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 году побывал на Кавказе, в 1898 году предпринял поездку на Урал.

«Осиротели»
«Осиротели»

Так же он преподавал в родном училище, работал у крупнейшего русского книгоиздателя И.Д. Сытина, был членом Ассоциации Художников Революционной России и даже его командировали в Англию, за картинами-впечатлениями о революционном движении.

«Клевета»
«Клевета»

На мысли о возможном знакомстве Касаткина с Морозовыми, натолкнула картина «Клевета», написанная им в 1893 году.

Разглядывая внимательно картину, можно выдвинуть предположение, что женщина, сидящая слева за столом, это, сама Мария Федоровна Морозова … Ну, уж очень похожа!

Тот же овал лица, причёска, головной убор, очки. Про очки : её современники писали, что Морозова беспрестанно читала: либо финансовые документы, либо толстые романы.

Для сравнения: ее фото и портрет Серова, написанный в 1897году

Картина Серова
Картина Серова

Ещё, одно из предположений о том, что Касаткин был в наших краях, встречаем на картине «Повенчались?», где на заднем плане угадываются знакомые здания на нынешней улице Ленина.

В Государственном центральном музее современной истории России нашлось качественное фото от 1912 года, сделанное с этой катрины.

Прижизненный портрет
Прижизненный портрет
«Повенчались? » или «Поженились?»
«Повенчались? » или «Поженились?»

Сравнение силуэтов на картине, старом фото и современный вид Морозовских зданий, говорит само за себя.

Старое фото - Самоткацкая фабрика Викула Морозова
Старое фото – Самоткацкая фабрика Викула Морозова
Старинное фото Никольской улицы
Старинное фото Никольской улицы

Так же найдено описание в книге Ситника К.А., что «1900-х годах Касаткин ездил на Зуевские торфоразработки Иваново-Вознесенской области, был и на текстильных предприятиях Подмосковья, о чём нам рассказывают ряд его картин на эти темы.

В Иваново-Вознесенской области не обнаружено населенных пунктов с названием «Зуево» или похожее на это, но если учесть, что часть Владимирской области когда-то входила в Иваново-Вознесенскую область, и что, у Морозовых действительно были во Владимирской области свои торфоразработки, то возможно эта неточность описания автором названия оправдана.

Но вернёмся к картине «Новый ткацкий зал»

Картина Касаткина Н.А. «Новый ткацкий зал»
Картина Касаткина Н.А. «Новый ткацкий зал»

Нашлось два эскиза этой картины. На первом написан сам новый цех, с высокими потолками в помещении, белыми ткацкими полотнами и блестящими от новой краски станками. А на втором, уже появились три работницы этого цеха.

Рассуждение о пребывании художника в Орехово-Зуево на фабриках у Морозовых

Эскизы
Эскизы

На копии этой картины можно разглядеть скошенные потолки с разделительными балками. Возможно, эта картина действительно изображает здание первой или третьей ткацких фабрик Морозовых, так как В.Лизунов в» Старообрядческой Палестине» точно указал, что «Писал он её на ткацкой фабрике С. Морозова (ныне ткацкая №3) в 1904 году….»

А ведь только на этих зданиях, у нас в городе, крыши углом, специально выстроенные таким образом, для лучшего и экономичного освещения.

Ткацкая фабрика С.Морозова
Ткацкая фабрика С.Морозова

Для сравнения есть фото «Ново-ткацкой фабрики в Глухово», но там подпирающие балки выглядят по другому.

«Ново-ткацкая фабрика в Глухово»
«Ново-ткацкая фабрика в Глухово»

Заинтересовавшись самим художником и его творчеством, рассматривая его произведения, первой мыслью было: «А может быть действительно, некоторые из его картин, были созданы под впечатлением поездок к нам на фабрики Морозова?»,

Например, картина «Стачка» или «Атака завода работницами» из коллекции Государственного центрального музея современной истории России.

Хотя слово «завод» в названии немного смущает, тем более, что в коллекции Государственного музея Революции СССР эта картина значится, как «Стачка на текстильной фабрике».

И В.Лизунов тоже пишет что «Никольская улица была свидетелем многих исторических событий…..Удостоилась она и кисти известного художника Н. А. Касаткина, изобразившего на одной из картин момент стачки.»

«Стачка на текстильной фабрике»
«Стачка на текстильной фабрике»

На картине, написанной в 1906 году на заднем плане картины мы видим, всё те же, крыши треугольниками.

Для сравнения: крыши других фабрик
Для сравнения: крыши других фабрик

И вернёмся ещё раз к картине «Новый Ткацкий зал». Вероятно, было несколько поездок Касаткина в наш город, так как в его творчестве нашлось ещё несколько картин написанных в период с 1900 по 1905 годы. И их сюжеты, рассказывают о ткачестве и революции.

Например: картина «Ткачиха», написанная тоже в 1904году, сохраняет много общего с работницей стоящей слева на картине «Новый ткацкий зал».

Рассуждение о пребывании художника в Орехово-Зуево на фабриках у Морозовых

Картина «Ткачиха» и женщина с картины «Новый ткацкий зал»
Картина «Ткачиха» и женщина с картины «Новый ткацкий зал»

Очень ярко изображены труженицы текстильных фабрик в картинах «Работница прядильной» (1904) и «Бедовая (Лихая ткачиха)» (1905).

«Бедовая (Лихая ткачиха)»
«Бедовая (Лихая ткачиха)»

Тему же революционного движения в творчестве Касаткина, хорошо представляют ещё несколько его картин, написанных в 1905 году: «Студент», «После обыска», «Тяжело»(Буревестник). А так же «Рабочий-боевик», в которой особенно интересно Касаткин изобразил мужчину-боевика.

«Тяжело» (Буревестник)»
«Тяжело» (Буревестник)»

За произведение Николая Алексеевича «В коридоре окружного суда» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году присудили серебряную медаль.

«Рабочий-боевик»
«Рабочий-боевик»
«В коридоре окружного суда»
«В коридоре окружного суда»

Владимир Сергеевич Лизунов в статье «Орехово-Зуво – Историческая родина Морозовых» упоминает ещё одну картину – «Викуловский бунт (1897г.)” . Найти её изображение пока не удалось. Но, возможно, «Стачка» и «Викуловский бунт» это одна и та же картина, так как известно, что на разных выставках, Касаткин иногда подписывал свои картины разными названиями, в силу определенных жизненных ситуаций.

Картины Касаткина А.Н.
Картины Касаткина А.Н.

После революции, в 1923 году, за создание многочисленных произведений на революционные, народные и крестьянские темы, Николаю Алексеевичу Касаткину присвоили звание народного художника Российской республики. В 1956 году даже выпустили марку в его честь. А в 1966 году на севере Москвы, появилась улица Касаткина.

Марка в память Касаткина
Марка в память Касаткина

В ходе представления данных размышлений, в рамках ноябрьского заседания Морозовского клуба, в стенах Выставочного зала историко-краеведческого музея г.Орехово-Зуево, директор музея А.Е.Лукина рассказала, что картину «Новый ткацкий зал. Орехово-Зуево» она видела лично на выставке в Москве.

Исходя из представленных выше данных, думается, что сомнения: был или не был лично Касаткин А.Н. в Орехово-Зуево нами развеяны.

И в заключение предлагаем ознакомиться с творчеством художника и рассмотреть репродукции его картин в книге «Касаткин», из книжной коллекции Морозовского клуба.

Книга о Касаткине Н.А.
Книга о Касаткине Н.А.

Источники:

  • Лизунов В.С. «Орехово-Зуево – Историческая родина Морозовых»;
  • Лизунов В.С. «Старообрядческая Палестина (из истории Орехово-зуевского края)»;
  • Энциклопедия мировой живописи (специальный 308 выпуск);
  • Ситник К.А. «Николай Алексеевич Касаткин. Жизнь и творчество», 1955г., Государственное издательство «Искусство»;
  • «Николай Алексеевич Касаткин», 1962г., Государственное издательство «Изобразительное искусство»;
  • Статьи из открытых электронных источников:

http://tphv-history.ru/books/sitnik-nikolay-alekseevich-kasatkin2.html

http://tphv-history.ru/books/sitnik-nikolay-alekseevich-kasatkin5.html

https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-56/

Галина Карпова

8 декабря 2022г.

 

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий