ГОРКИ: ОТКРЫТЫЕ ПИСЬМА СЕМЬИ МОРОЗОВЫХ.

Главный научный сотрудник Снеговская Евгения Алексеевна 12 февраля 2022 г. на Морозовском форуме рассказала о жизни бывшей владелицы усадьбы Горки (сейчас музей-заповедник «Горки Ленинские») Зинаиды Морозовой.

усадьба
Усадьба З.Г.Морозовой «Горки». В настоящее время музей-заповедник «Горки Ленинские».

Савва Тимофеевич – выдающийся представитель купеческого рода Морозовых. Его трагическая гибель вызвала большое количество разногласий, споры не утихают до сих пор. Обсуждению и исследованию подвергаются также и его многочисленные успешные благотворительные проекты, творческие начинания и частная жизнь.

Овдовев, Зинаида Григорьевна Морозова воспитывала четырех совместных детей, управляла перешедшими ей по наследству предприятиями и продолжала меценатскую деятельность. Став мишенью общественных сплетен и пересудов после смерти мужа, не желая оставаться в особняке на Спиридоновке, где, по её словам, «витал дух Саввы», она продает творение гения русской архитектуры Ф.О. Шехтеля. В 1909 году она приобретает усадьбу Горки, расположенную в Подольском уезде, неподалеку от железнодорожной платформы «Герасимово».

К этому времени Зинаида Григорьевна обрела статус «генеральши Рейнбот», выйдя замуж за московского градоначальника генерал-майора Анатолия Анатольевича. Брак, заключенный с Рейнботом, был возможностью подняться еще на одну ступень вверх по социальной лестнице: имя Зинаиды пополнило Родословную книгу дворянства Московской губернии в 1912 г. Как и полагается представителю дворянства, она решила реализовать себя в качестве успешной помещицы, для этой цели прекрасно подходила усадьба Горки.

комната
Интерьер усадьбы «Горки».

Старый усадебный дом был перестроен семейным архитектором Шехтелем, в результате чего усадебный ансамбль приобрел облик родового поместья в неоклассическом стиле. В это время усадьба Горки пережила эволюционное возрождение благодаря денежным возможностям аристократической владелицы, пытавшейся возродить не только архитектуру усадьбы, но и перспективные возможности приусадебного хозяйства. Однако для реализации запланированных целей помещице было отведено страной небольшое количество мирного времени.

Война 1914 года внесла серьезные коррективы в повседневную жизнь Российской империи.

Анатолий Анатольевич отправился на поля сражений, сменив фамилию немецкого происхождения на «Резвой». В военные годы Зинаида Резвая продолжала заниматься благотворительностью, материально помогая семьям раненых и погибших. Старшая дочь, Мария Саввична Морозова, также не осталась безучастной, организовав в московском особняке госпиталь. Вместе с Марией в перевязочных трудились многие представители «золотой молодежи» Москвы. Одним из санитаров в благотворительной организации стал молодой Александр Вертинский. Гораздо позже он описывал в мемуарах свою встречу с Морозовой так: «Однажды вечером я шел по Арбату. Около особняка купеческой дочери Марии Саввишны Морозовой стояла толпа. Привезли с вокзала раненых. В этом особняке был госпиталь её имени. Раненых вынимали из кареты и на носилках вносили в дом. Я стал помогать. <…>

Появились сестры – барышни из «общества»: Верочка Дюкомен, Надя Лопатина, Наташа Третьякова и другие. <…>

Потом Морозова решила организовать свой собственный санитарный поезд. Подчинялся он «Союзу городов» и имел номер 68-й. Начальником его был назначен граф Никита Толстой».

К началу войны Марии было 24 года, она с самого раннего детства мечтала стать артисткой. Став старше, в поисках своего призвания, она часто увлекалась различными творческими начинаниями. Она пела и танцевала, занималась скульптурой и пейзажной живописью. Обширный круг знакомств родителей в художественной среде привел девочку в керамическую мастерскую Саввы Ивановича Мамонтова. Став членом Абрамцевского кружка, она довольно успешно занималась майоликой, лепкой, писала картины. Скульптура Марии Саввичны представлена в экспозиции Музея-усадьбы «Абрамцево». В интерьерах Большого дома Музея-усадьбы «Горки» можно встретить этюд «Пионы», который Мария преподнесла свей матери в 1915 году.

Картина была вывезена из интерьеров усадьбы семьей Дмитрия Ильича Ульянова, возвращена на свое историческое место позже усилиями сотрудников музея. Дмитрий со своей семьей проживал после смерти В.И Ленина в Горках почти двадцать лет, используя усадебный комплекс как повседневное жилье. После смерти Дмитрия его супруге и дочери было предложено покинуть усадебный дом, а в стенах Большого дома предстояло открыть мемориальный Дом-музей В.И Ленина.

Выбор Горок в качестве загородной резиденции В.И. Ленина спас усадьбу от разорения после революции. Музеефикация загородного комплекса позволила сохранить большую часть бытовой коллекции, несмотря на значительные утраты.

картина
Открытка для М.С. Морозовой от З.Г. Морозовой. Собрание Музей-заповедника «Горки Ленинские».

Идеологическая направленность музея в советский период повлияла на формирование экспозиции, научные исследования и экскурсионное обслуживание. Основными темами были: В.И. Ленин, его партийная деятельность и неоценимый вклад в революцию, болезнь и смерть в Горках.

После смены политических режимов вектор развития музея постепенно начал меняться. История усадебного комплекса и его владельцев посетителей интересовала не меньше, чем ленинская тематика. Интерьеры Большого усадебного дома сегодня воссозданы на 1918 год: весной этого года Зинаида Григорьевна покинула национализированное имение, а осенью Ульяновы впервые в него приехали. Научно-исследовательская деятельность сотрудников также не ограничена одной темой. Сегодня предпринимаются попытки восстановить биографию всех обитателей Горок, как в период владения усадебным комплексом, так и после революционных событий. Сверхзадача для сотрудников музея-заповедника – найти не только информативные, но и материальные источники. Пополнение фондов бытовыми предметами, которые некогда покинули стены усадебного комплекса является приоритетной задачей. Однако подобных свидетельств усадебного быта осталось крайне мало, ввиду их плохой сохранности.

В 2021 году сотрудникам улыбнулась удача: в частном собрании удалось обнаружить 8 открытых писем, принадлежавших семье Морозовых, все они были адресованы в дом Морозовых на ул. Спиридоновка, а также в их загородное поместье Покровское-Рубцово. Семь открыток для Марии Саввичны, три из которых от матери. «Мама тебя любит, милая Маша» — так одну из открыток подписала Зинаида Григорьевна для своей старшей дочери. На карточке с изображением танцующих детей она оставила надпись: «Милая Маша, это твои дети в Покровском. Мама». Марии Саввичне не суждено было стать матерью, однако в начале ХХ века семейство не догадывалось о своем будущем, как и о событиях в стране, которые произошли позже.

После революции 1917 года судьба представителей семейства Морозовых складывалась в большей степени печально. Мария трагически скончалась в 1930-е гг. Среди отправителей отрытых писем встречаются двоюродные сестры Марии: Юлия Александровна Назарова — дочь Александры Тимофеевны Морозовой (Назаровой) и Александра Александровича Назарова, а также Карпова Варвара Геннадиевна — дочь Морозовой Анны Тимофеевны и Карпова Геннадия Фёдоровича.

Одна из открыток адресована Н. Лапиной Люлюте (так в семье называли младшую дочь Елену Саввичну). Елена — единственная из детей Саввы и Зинаиды, кто покинул страну в тяжелые времена.

открытка
Открытка для Е.С. Морозовой от Н. Лапиной. Собрание Музея-заповедника «Горки Ленинские».

Уникальность открытых писем не только в их подлинности, авторских надписях, хорошей сохранности, но и в том, что, скорее всего, их хранила Зинаида Григорьевна до конца жизни (1947 г.), проживая в п. Ильинский после революции.

Предметы находились в частном собрании семьи Кравченко, предки которых проживали поблизости с этим местом, что объясняет попадание к ним личных писем Морозовых. Они любезно согласились передать в фонды Музея-заповедника «Горки Ленинские» Морозовские карточки, которые несколько поколений бережно хранили их представители рода.

открытка
Открытые письма семьи Морозовых.

Необходимо отметить, что предметы такого характера – огромная редкость на антикварном рынке. Особую ценность они представляют для музейных собраний, имеющих прямое отношение к адресатам и отправителям. Сегодня они являются великолепными свидетелями давно минувшей эпохи. Спустя многие годы предметы культурного наследия, представители забытого эпистолярного жанра вернулись в имение Горки, принадлежавшее Зинаиде Григорьевне (1909-1918 гг.), однако уже в качестве музейных экспонатов.

Список литературы:

  1. Морозов С.Т. Дед умер молодым: Документальная повесть. — М.: Советский писатель, 1988. – 208 с.
  2. Морозова Т.П., Поткина И.В. Савва Морозов. России известные имена. – Ульяновск: Дом печати, 1998. – 208 с.
  3. Вертинский А.Н. Дорогой длинною… Стихи и песни. Рассказы, зарисовки, размышления. Письма. — М.: Правда, 1991. – 576 с., ил.
  4. Бахрушин Ю.А. Воспоминания — М.: Художественная литература, 1994. — 702.
Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий