Главный научный сотрудник Снеговская Евгения Алексеевна 12 февраля 2022 г. на Морозовском форуме рассказала о жизни бывшей владелицы усадьбы Горки (сейчас музей-заповедник «Горки Ленинские») Зинаиды Морозовой.
Савва Тимофеевич – выдающийся представитель купеческого рода Морозовых. Его трагическая гибель вызвала большое количество разногласий, споры не утихают до сих пор. Обсуждению и исследованию подвергаются также и его многочисленные успешные благотворительные проекты, творческие начинания и частная жизнь.
Овдовев, Зинаида Григорьевна Морозова воспитывала четырех совместных детей, управляла перешедшими ей по наследству предприятиями и продолжала меценатскую деятельность. Став мишенью общественных сплетен и пересудов после смерти мужа, не желая оставаться в особняке на Спиридоновке, где, по её словам, «витал дух Саввы», она продает творение гения русской архитектуры Ф.О. Шехтеля. В 1909 году она приобретает усадьбу Горки, расположенную в Подольском уезде, неподалеку от железнодорожной платформы «Герасимово».
К этому времени Зинаида Григорьевна обрела статус «генеральши Рейнбот», выйдя замуж за московского градоначальника генерал-майора Анатолия Анатольевича. Брак, заключенный с Рейнботом, был возможностью подняться еще на одну ступень вверх по социальной лестнице: имя Зинаиды пополнило Родословную книгу дворянства Московской губернии в 1912 г. Как и полагается представителю дворянства, она решила реализовать себя в качестве успешной помещицы, для этой цели прекрасно подходила усадьба Горки.
Старый усадебный дом был перестроен семейным архитектором Шехтелем, в результате чего усадебный ансамбль приобрел облик родового поместья в неоклассическом стиле. В это время усадьба Горки пережила эволюционное возрождение благодаря денежным возможностям аристократической владелицы, пытавшейся возродить не только архитектуру усадьбы, но и перспективные возможности приусадебного хозяйства. Однако для реализации запланированных целей помещице было отведено страной небольшое количество мирного времени.
Война 1914 года внесла серьезные коррективы в повседневную жизнь Российской империи.
Анатолий Анатольевич отправился на поля сражений, сменив фамилию немецкого происхождения на «Резвой». В военные годы Зинаида Резвая продолжала заниматься благотворительностью, материально помогая семьям раненых и погибших. Старшая дочь, Мария Саввична Морозова, также не осталась безучастной, организовав в московском особняке госпиталь. Вместе с Марией в перевязочных трудились многие представители «золотой молодежи» Москвы. Одним из санитаров в благотворительной организации стал молодой Александр Вертинский. Гораздо позже он описывал в мемуарах свою встречу с Морозовой так: «Однажды вечером я шел по Арбату. Около особняка купеческой дочери Марии Саввишны Морозовой стояла толпа. Привезли с вокзала раненых. В этом особняке был госпиталь её имени. Раненых вынимали из кареты и на носилках вносили в дом. Я стал помогать. <…>
Появились сестры – барышни из «общества»: Верочка Дюкомен, Надя Лопатина, Наташа Третьякова и другие. <…>
Потом Морозова решила организовать свой собственный санитарный поезд. Подчинялся он «Союзу городов» и имел номер 68-й. Начальником его был назначен граф Никита Толстой».
К началу войны Марии было 24 года, она с самого раннего детства мечтала стать артисткой. Став старше, в поисках своего призвания, она часто увлекалась различными творческими начинаниями. Она пела и танцевала, занималась скульптурой и пейзажной живописью. Обширный круг знакомств родителей в художественной среде привел девочку в керамическую мастерскую Саввы Ивановича Мамонтова. Став членом Абрамцевского кружка, она довольно успешно занималась майоликой, лепкой, писала картины. Скульптура Марии Саввичны представлена в экспозиции Музея-усадьбы «Абрамцево». В интерьерах Большого дома Музея-усадьбы «Горки» можно встретить этюд «Пионы», который Мария преподнесла свей матери в 1915 году.
Картина была вывезена из интерьеров усадьбы семьей Дмитрия Ильича Ульянова, возвращена на свое историческое место позже усилиями сотрудников музея. Дмитрий со своей семьей проживал после смерти В.И Ленина в Горках почти двадцать лет, используя усадебный комплекс как повседневное жилье. После смерти Дмитрия его супруге и дочери было предложено покинуть усадебный дом, а в стенах Большого дома предстояло открыть мемориальный Дом-музей В.И Ленина.
Выбор Горок в качестве загородной резиденции В.И. Ленина спас усадьбу от разорения после революции. Музеефикация загородного комплекса позволила сохранить большую часть бытовой коллекции, несмотря на значительные утраты.
Идеологическая направленность музея в советский период повлияла на формирование экспозиции, научные исследования и экскурсионное обслуживание. Основными темами были: В.И. Ленин, его партийная деятельность и неоценимый вклад в революцию, болезнь и смерть в Горках.
После смены политических режимов вектор развития музея постепенно начал меняться. История усадебного комплекса и его владельцев посетителей интересовала не меньше, чем ленинская тематика. Интерьеры Большого усадебного дома сегодня воссозданы на 1918 год: весной этого года Зинаида Григорьевна покинула национализированное имение, а осенью Ульяновы впервые в него приехали. Научно-исследовательская деятельность сотрудников также не ограничена одной темой. Сегодня предпринимаются попытки восстановить биографию всех обитателей Горок, как в период владения усадебным комплексом, так и после революционных событий. Сверхзадача для сотрудников музея-заповедника – найти не только информативные, но и материальные источники. Пополнение фондов бытовыми предметами, которые некогда покинули стены усадебного комплекса является приоритетной задачей. Однако подобных свидетельств усадебного быта осталось крайне мало, ввиду их плохой сохранности.
В 2021 году сотрудникам улыбнулась удача: в частном собрании удалось обнаружить 8 открытых писем, принадлежавших семье Морозовых, все они были адресованы в дом Морозовых на ул. Спиридоновка, а также в их загородное поместье Покровское-Рубцово. Семь открыток для Марии Саввичны, три из которых от матери. «Мама тебя любит, милая Маша» — так одну из открыток подписала Зинаида Григорьевна для своей старшей дочери. На карточке с изображением танцующих детей она оставила надпись: «Милая Маша, это твои дети в Покровском. Мама». Марии Саввичне не суждено было стать матерью, однако в начале ХХ века семейство не догадывалось о своем будущем, как и о событиях в стране, которые произошли позже.
После революции 1917 года судьба представителей семейства Морозовых складывалась в большей степени печально. Мария трагически скончалась в 1930-е гг. Среди отправителей отрытых писем встречаются двоюродные сестры Марии: Юлия Александровна Назарова — дочь Александры Тимофеевны Морозовой (Назаровой) и Александра Александровича Назарова, а также Карпова Варвара Геннадиевна — дочь Морозовой Анны Тимофеевны и Карпова Геннадия Фёдоровича.
Одна из открыток адресована Н. Лапиной Люлюте (так в семье называли младшую дочь Елену Саввичну). Елена — единственная из детей Саввы и Зинаиды, кто покинул страну в тяжелые времена.
Уникальность открытых писем не только в их подлинности, авторских надписях, хорошей сохранности, но и в том, что, скорее всего, их хранила Зинаида Григорьевна до конца жизни (1947 г.), проживая в п. Ильинский после революции.
Предметы находились в частном собрании семьи Кравченко, предки которых проживали поблизости с этим местом, что объясняет попадание к ним личных писем Морозовых. Они любезно согласились передать в фонды Музея-заповедника «Горки Ленинские» Морозовские карточки, которые несколько поколений бережно хранили их представители рода.
Необходимо отметить, что предметы такого характера – огромная редкость на антикварном рынке. Особую ценность они представляют для музейных собраний, имеющих прямое отношение к адресатам и отправителям. Сегодня они являются великолепными свидетелями давно минувшей эпохи. Спустя многие годы предметы культурного наследия, представители забытого эпистолярного жанра вернулись в имение Горки, принадлежавшее Зинаиде Григорьевне (1909-1918 гг.), однако уже в качестве музейных экспонатов.
Список литературы:
- Морозов С.Т. Дед умер молодым: Документальная повесть. — М.: Советский писатель, 1988. – 208 с.
- Морозова Т.П., Поткина И.В. Савва Морозов. России известные имена. – Ульяновск: Дом печати, 1998. – 208 с.
- Вертинский А.Н. Дорогой длинною… Стихи и песни. Рассказы, зарисовки, размышления. Письма. — М.: Правда, 1991. – 576 с., ил.
- Бахрушин Ю.А. Воспоминания — М.: Художественная литература, 1994. — 702.