«ЛОНДОН – ОРЕХОВО!»

Этим материалом член Морозовского клуба Гамэр Баутдинов завершает серию рассказов о легендарной команде футболистов Клуба Спорт Орехово (КСО), которую современники называли просто «морозовцы»

батюшка

7 апреля 1914 г. Освящение плаца КСО, сейчас стадион «Знамя труда».

«Морозовцы» после блистательных побед в МФЛ подарили любителям футбола ещё один праздник. 7 апреля 1914 года состоялось открытие новой футбольной площадки в Крутом, где ныне находится стадион «Знамя труда».

Вопрос о строительстве клубного стадиона встал по мере роста интереса болельщиков к игре «морозовцев». Место для него было выбрано в Крутом, и его выбирали сами Викуловичи, профинансировав и строительство. Прежде там были их дровяные склады, а на «поляне» играла команда КСО-2.

К вопросу строительства стадиона подошли весьма профессионально, и для его проектирования пригласили британских специалистов, пользуясь, очевидно, советами Чарноков. Особое внимание было уделено дренажной системе поля. Оно было настолько качественным, что и в послевоенные годы люди старшего поколения с гордостью рассказывали, что поле строили англичане. А на афишах значилось, что «Матч состоится при любой погоде», и это свидетельствовало о высокой степени надёжности поля.

вратарь

Николай Евграфович Соколов, первый вратарь сборной СССР, который начинал свой спортивный путь в «Сокольническом клубе спорта», приехал в Орехово, как и многие болельщики, на открытие стадиона. В самом первом матче хозяева поля встречались с командой студентов Лондонского университета. Вот что писал Соколов в своих воспоминаниях об этом дне:

«Вся футбольная Москва ринулась в этот воскресный апрельский день в Орехово-Зуево. Железнодорожники Нижегородской линии были поражены необыкновенным даже для праздника – был второй день Пасхи – наплывом пассажиров. Прицеплялись дополнительно вагоны, срочно формировались новые поезда. На вокзале в изобилии мелькают спортивные кепи, бритые физиономии московскихангличан.

Первый вратарь сборной СССР,

Соколов Н.Е. (1897-1988)

 

Преобладает, конечно, молодёжь, но много и солидных болельщиков.

– Что случилось, господа? – недоумевали полицейские чины. – Куда все едут?

В ответ болельщики многозначительно и гордо произносили слова:

– Лондон – Орехово!

Международный матч совпал с местным торжеством – открытием нового футбольного поля. Оно представляло собой отличную площадку, окружённую высокими соснами. По краям поля – два ряда деревянных скамеек.

Гремит салют из маленькой, где-то добытой организаторами пушки. Торжественно разрезается широкая лента, протянутая поперёк поля. Стадион открыт.

Тысяч шесть, не меньше, зрителей собралось…».

поле

7 апреля 1914 г. Матч КСО «морозовцы» — Лондонский университет

Далее Н.Е. Соколов описывает ход этого матча, который завершился победой лондонских студентов со счётом 5:1 – слишком заметной оказалась разница в классе между тогдашним футболом в Англии и России.

Тем не менее, он даёт весьма лестную оценку команде КСО: «Слава этого клуба гремела по России, он был чемпионом Москвы по футболу. Морозовцы отличались высокой техникой и исключительной слаженностью игры… Кстати сказать, из Орехово-Зуева пришли в лучшие советские команды первого периода развития нашего футбола такие известные игроки, как Шапошников, Архангельский, Андреев и другие. Они-то и воспитывались в младших командах морозовцев. Короче, это была грозная футбольная команда, и поле морозовцев было едва ли не лучшим в России».

Несмотря на всю поддержку местных болельщиков, команда лондонских студентов умело воспользовалась «гостеприимством» хозяев и обыграла их. Хотя против лондонцев играли хорошо известные болельщикам Куликов, Мишин, Акимов, Голубков, Золкин, Кынин, Кротов, Макдональд, Вилли Чарнок… Лишь в воротах стоял новичок Дмитрий Матрин, перебравшийся из московского клуба «Унион». А через 75 лет состоялся матч-реванш, когда «Знамя труда» во главе с капитаном Раисом Гильмановым обыграло у себя на том же ореховском стадионе команду Лондонского университета (3:1).

газета

В августе 1914 года началась Первая мировая война, многие спортсмены ушли на фронт, и среди них были «морозовцы»: братья А. и Н. Кынины (Николай Кынин погиб), П. и С. Масловы, А. Мишин — брат В.Мишина, М.Савинцев, А.Волков. А председатель КСО Андрей Чарнок с супругой организовали в Орехове сбор средств в помощь пострадавшим во время войны. В составе команды «морозовцев» появились новые талантливые игроки: Туранов, Рыжов, Н. Савинцев (брат М. Савинцева), братья Андреевы и Перницкие, Архангельский, Беляков, Мурашов, Самороднов, Теренков, Шапошников и многие другие. Но среди них почти не было британцев: один за другим они покидали Россию, и последними в 1918 году уехали Чарноки. Кстати, в 1923 году в Москву приезжал Гарри (Андрей Васильевич) Чарнок с целью наладить контакты по сотрудничеству в области текстильной промышленности.

Морозовцы на фронтах Первой мировой войны.

 

Отсутствие опытных игроков сказалось и на выступлениях КСО в чемпионате Москвы. За период 1914-1922 гг. команда лишь четырежды завоёвывала призовые места – 2-е в чемпионате 1915-го и осеннем чемпионате 1918 гг., 3-е место в осеннем чемпионате 1917 года, а в финале осеннего первенства 1923 года ореховский клуб под названием «Красное Орехово» уступил команде Московского яхт-клуба «Райкомвод». Тем не менее, как сообщает энциклопедический справочник «Российский футбол за 100 лет», КСО был одной из базовых команд сборной Москвы в 1910-17 гг.

И ещё в 1924 году в самом первом номере газеты «Красный спорт» (ныне «Советский спорт») было написано: «Орехово стало каким-то органическим придатком Москвы. Кто бы к ней ни приехал, Орехово сейчас же «ангажирует» к себе и…нещадно бьёт гостей, забывая всё, кроме «победного конца».

газета

1-й номер газеты «Красный спорт», 20 июля 1924г.

Однако когда началась реорганизация системы физкультуры и спорта в новой Россих, чиновники от футбола сделали всё возможное, чтобы понизить в классе ореховскую команд и исключить её из круга сильнейших московских клубов. Лучших игроков стали усиленно переманивать в Москву и Петербург, и ореховцам так и не удалось добиться таких же успехов, что достигли их предшественники в 1910-1913г.г.

знамя труда

Памятный значок «Финал Кубка СССР. 1962.

Бесконечные «реформы» в отечественном футболе довели до того, что ореховская команда опустилась в низшие лиги. Лишь в 1962 году команда «Знамя труда» достигла наибольшего успеха, дойдя до финала Кубка СССР, в котором она уступила донецкому «Шахтёру» (0:2).

Действительный член Морозовского клуба,

профессор Гамэр Баутдинов.

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий