Хочешь быть счастливым – просто будь им!

спортсмен

Ему было 14 лет, когда он из беззаботного и безбашенного пацана превратился в инвалида без рук: правой лишился полностью, левой – почти до локтя. Что ждало парня впереди? Пучина отчаяния, безрадостное существование и озлобленность на весь мир? Или… красивые победы, высокие пьедесталы и счастье в личной жизни? Он выбрал второй вариант.

Сегодня мы расскажем вам потрясающую историю. Ее герой – Алексей Обыденнов, член паралимпийской сборной России по паравелоспорту, класс С3. Заслуженный мастер спорта. Трехкратный серебряный призер Чемпионата мира в Канаде в 2020 году. «Взял» два третьих места на Чемпионате мира-2017г на треке; по два первых места на Чемпионатах России-2017 на треке и шоссе; третье место на Кубке Мира-2018; четвертое место на Чемпионате мира-2018. Чемпион России-2018 по шоссе.

Жизнь заново

Трагедия произошла на следующий день после его дня рождения. Они с пацанами лазали внутри опоры ЛЭП. Поскольку ветка числилась резервной и напряжения на ней не было, мальчишки качались на проводах совершенно безбоязненно. А однажды электрикам потребовалось подключить там ток. Вот только Алешка об этом не знал и, забравшись на десятиметровую высоту, схватился за провод… Каким-то чудом он остался жив, но получил сильные ожоги. Началась гангрена. Выход был только один – ампутация рук.

– Я вернулся домой через два месяца, – рассказывает Алексей. – Плохо ходил, потому что ноги тоже были обожжены и их сводило судорогами. Тогда в силу возраста я еще до конца не понимал, что такое инвалидность в полном смысле этого слово. Это в какой-то мере помогло мне легче принять ситуацию и адаптироваться к ней. Окончил 8 класс. Мне очень повезло с социальным работником. Он объяснил, что теперь единственный для меня путь найти себя в жизни – это получить хорошее образование.

Реабилитация длилась два года. Через детский фонд имени В. И. Ленина Алексею удалось получить немецкие протезы – для начала девяностых годов очень крутые. Параллельно юноша усиленно готовился к поступлению в институт. Поступил в РГСУ по специальности «социальная работа». Причем на дневное отделение! Лекции записывал на диктофон, потом прослушивал их. Жил в общежитии, нашел немало новых товарищей – благо, ребята приняли его доброжелательно.

О, спорт, ты жизнь!

В студенческие годы Алексей серьезно увлекся вошедшим тогда в моду бодибилдингом.

– В этих тренировках – говорит он, – я нашел себя, отдавал им много времени. И результат не заставил себя ждать: мое тело начало изменяться к лучшему. А самое главное – я перестал его стесняться, как это было первое время после травмы. Работал над всеми группами мышц, придумывал свои упражнения, приспособления, чтобы правильно брать веса. Сначала друзья и знакомые, глядя на меня, недоумевали, но потом даже стали брать с меня пример: «Круто! Если можешь ты, то нам сам бог велел».

А потом настал день (это было уже в начале нулевых), когда Алексей принял участие в показательном выступлении на открытом чемпионате Москвы в гостинице «Космос». Зал аплодировал ему стоя.

После окончания РГСУ вчерашний студент остался работать в родном вузе и проработал там до 2010 года. IT-специалистом! Многие удивлялись: как ему удалось освоить компьютер? Но тогда он уже точно знал: любые трудности преодолимы – было бы стремление. Проблема возникала только с двойными клавишами, но Алексей нашел выход: одну нажимал рукой, вторую – носом.

Каждый день ездил в Москву из родного Ликино-Дулева. А по вечерам продолжал тренироваться. Удивительно, но времени и сил хватало на все: и на работу, и на спорт, и на семью. Со своей будущей женой Алексей познакомился еще в университете. Они поженились в 2004 году, а через год стали родителями прелестной дочки.спортсмен

Из бодибилдинга – в велоспорт

С известным спортивным врачом Зурабом Орджоникидзе, который в свое время работал с нашей футбольной сборной в Сеуле-88, Алексея свела сама судьба. Он пришел к доктору на прием в Первый спортивный диспансер по поводу сильных болей в груди, вызванных защемлением нерва. В процессе лечения Орджоникидзе предложил своему пациенту попробовать себя в каком-нибудь паралимпийском виде спорта. Сначала наш герой занялся плаванием, даже выполнил мастера спорта, Но в какой-то момент понял, что достиг своего предела и больше расти не может: мешает отсутствие пластичности. А потом случайно увидел фото выступавших на велотреке китайцев с ампутированными ниже локтя руками. Мелькнула мысль: «Я же русский. Может, у меня и с одной получится?» И позвонил в приемную Федерации велоспорта России.

– Меня сразу же связали с тогдашним президентов федерации Александром Гусятниковым. Тот сказал, что они как раз начали с нуля создавать паравелоспорт, и вывел меня на Алексея Чуносова, который взялся развивать это Москве. Когда мы с Чуносовым первый раз пришли на велотрек в Крылатском, на нас смотрели, как на сумасшедших. Я изучал в интернете ролики с выступлениями спортсменов, обратил внимание, как они крепят туловище к рулю. У одного американца увидел приспособление, куда тот вставлял культю. Такое же устройство для меня смастерил мой дядя.

В своих первых велосоревнованиях (это был чемпионат России по паравелоспорту в Орле) Обыденнов принял участие уже через месяц – и стал вторым в гонке по шоссе с раздельного старта на 15 километров.

– Я тогда ехал без тормозов – их просто не было. Приходилось тормозить «самокатом», хорошо, что разворот был в гору. Сейчас у меня велосипед, на котором торможение осуществляется рычагом. Его я могу нажать бедром – и срабатывают сразу два тормоза, передний и задний. Правда, однажды во время сборов это чуть не обошлось мне дорого. Прошел дождь, и нужно было тормозить импульсно, то зажимая, то отпуская ручки. Но вся беда в том, что моя-то система тормозит единым усилием. В результате колеса заблокировались, и меня вместо поворота повело прямо. Хорошо, что мы ехали по ровной проселочной дороге и впереди не было ни обрыва, ни оживленной трассы.

Не сдаваться и верить в себя

После травмы многим ранее таким привычным вещам ему пришлось учиться заново. Поначалу было очень трудно, но он справился. Теперь Алексей может сам надеть наушники, открыть форточку, даже умеет расписываться.

– Непреодолимых барьеров нет, – говорит он. – Некоторые мелочи у меня и сейчас не получаются, но они не оказывают влияния на мою жизнь. Есть люди, которые, лишившись, к примеру, одного пальца на руке, начинают чувствовать себя абсолютно беспомощными. Но проблема здесь не в физических возможностях, а в собственном мироощущении. Если человек сумеет преодолеть этот психологический барьер и перестанет воспринимать себя как инвалида, он сможет жить полноценной жизнью.

– Алексей, какой совет вы хотели бы дать людям, которые получили тяжелые физические увечья?

– Не сдаваться и верить в себя. Сейчас существует очень много возможностей для реабилитации – гораздо больше, чем в 1991 году, когда это произошло со мной. В интернете, которого у нас тоже раньше не было, теперь можно получить всю необходимую информацию, посмотреть мотивирующие ролики, найти единомышленников. Не нужно стесняться своего увечья, надо просто научиться воспринимать его как данность, которую уже нельзя изменить. Сегодня и государство, и общество в корне изменили отношение инвалидам. Хороших, отзывчивых людей, которые готовы помочь и поддержать, очень много. Если на улице или в общественном месте у меня возникают какие-то затруднения, всегда находятся те, кто предлагает помощь. Причем делают это совершенно искренне.

А самый главный мой совет такой: будьте счастливы – несмотря ни на что. Даже при полном благополучии при желании можно найти тысячу причин, чтобы считать себя несчастным. Но если человек твердо решил быть счастливым, он обязательно им будет.

Дарья СМИРНОВА

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий

  1. Инга

    Когда узнаешь про таких людей, стыдно становится, что киснешь от какой-нибудь мелочи. А многие в таких ситуациях вообще спиваться начинают, и их даже как-то и не осуждаешь за это. Но, когда читаешь про таких людей, понимаешь, что главное не жалеть себя и другим не давать себя жалеть. Жалость делает слабым.

    Ответить