Убереги от игр со смертью

Убереги от игр со смертью

Дети и подростки испытывают на себе влияние информации, выливающейся в огромных объемах на их неокрепшее сознание. К сожалению, информационная среда может носить негативный и даже агрессивный характер. Например, культивировать готовность к суициду. Как уберечь ребенка от страшных игр со смертью? Прислушайтесь к советам психолога, специалиста по социальной работе МУ по работе с молодежью «Молодежный клуб» Ирины Череменской.

Убереги от игр со смертью

Тревожные звоночки

• ребенок прямо или косвенно выражает желание умереть или убить себя, говорит о нежелании жить. Так он пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Суждение о том, что человек, решившийся на самоубийство, никому не рассказывает об этом, ошибочно;
• рискованное поведение, которое с большой долей вероятности может привести к причинению вреда своей жизни и здоровью;
• он начал пренебрегать своим внешним видом, утратил интерес к любимым занятиям, им овладела апатия, он постоянно хочет уединиться, отдалился от близких людей, начал раздаривать вещи, которые всегда были ему дороги;
• потерял аппетит либо, наоборот, стал есть слишком много, постоянно ощущает слабость, его мучает бессонница либо чрезмерная сонливость, ему снятся кошмары;
• длительное время он пребывает в подавленном состоянии, стал раздражительным, у него резкие перепады настроения, «беспричинные» слезы;
• внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
• еще один фактор риска – это пример суицида в ближайшем окружении, среди значимых взрослых или сверстников, кумиров.

Как ему помочь

Разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его волнует, радует, огорчает. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение – и его готовность к суициду снижается. Но не следует забывать, что, почувствовав облегчение после беседы, ребенок вскоре может опять вернуться к страшным мыслям. Поэтому даже после успешного разговора важно не оставлять его в одиночестве. Ежедневное общение должно стать правилом в вашей семье.

С уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым, даже если вы считаете это несущественным. Помните: детское восприятие отличается от восприятия взрослого человека.
Обсуждать планы ребенка на ближайшее и отдаленное будущее. Узнайте, к чему он стремится, кем себя видит, как намерен добиваться поставленной цели. Помогите ему составить реалистичный и последовательный план действий – ребенку важно знать, что вы верите в него.

Беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для осмысления темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое любовь, дружба, предательство? Это очень волнует подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно для вас. Не бойтесь делиться опытом. Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи родителей о том, что хорошо, а что плохо, тем более в менторском тоне.

Помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором жизнь – сама по себе величайшая ценность. Важно научить подростка получать удовольствие от простых и доступных вещей: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся вашим детям и поможет им справляться с неизбежно возникающими трудностями.

Формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения так же важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более устойчивым и уверенным в собственных силах. А вот привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
Разобраться, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток может делать вид, что вы совсем не нужны ему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Избегать авторитарного стиля воспитания. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, объясните – почему. Если же ребенок продолжает протестовать, постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и она может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, когда ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а когда он нуждается в помощи и руководстве.

Вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам не удалось сохранить контакт с ребенком.

Особое внимание
• при ссоре или остром конфликте со значимыми взрослыми;
• при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений;
• при отвержении сверстниками, травле (в том числе в соцсетях);
• при личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (высоких отметок, материального благосостояния, признания сверстников);
• при нестабильной семейной ситуации (развод родителей, конфликты, проявление насилия в отношении ребенка);
• при резком изменении социального окружения: смена места жительства, места учебы.

Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь, психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов.

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий