КУСТАРНЫЙ МУЗЕЙ СЕРГЕЯ МОРОЗОВА

Сергей Тимофеевич Морозов родился 9 августа 1863 года. Для многих Сергей остаётся в тени своего знаменитого старшего брата Саввы. Поэтому об активной общественной деятельности Сергея Морозова рассказывает Действительный член Морозовского клуба Гамэр Баутдинов.

Музей
Здание Кустарного музея. Фото нач. XX века

В журналистике есть нехитрый приём: для публикации того или иного материала желателен информационный повод. Конкретно для этого материала им стало издание роскошной книги-альбома «Знаменитый и неизвестный Кустарный музей» на основе материалов из собрания Всероссийского музея декоративного искусства (в марте с.г. МК писал об этом https://vk.com/morozov_club_oz?w=wall-173408383_2283 – примеч. ред.) . Всё это связано главным образом с именем Сергея Тимофеевича Морозова.каталог

Но прежде вспомним немного о том, как складывались его молодые годы. Многодетной семье Тимофея Саввича и Марии Фёдоровны Морозовых не очень везло с сыновьями. После первых дочерей, Анны, Алевтины и Александры, у супругов родились Иван и Арсений, которые умерли в младенчестве. Затем появились на свет дочери Юлия и Людмила, скончавшаяся в годовалом возрасте. И, наконец, у супругов родились сыновья Савва и Сергей.

Морозов С.Т.
Сергей Т. Морозов

До недавнего времени вызывала сомнение точная дата рождения Сергея Морозова, и мы приведём её по последней книге Ирины Саввишны Морозовой «Савва Морозов. Сквозь призму времени». Это 28 июля (9 августа по новому стилю) 1863 года. Детские годы Серёжи прошли в московской усадьбе родителей в Б.Трёхсвятительском переулке. В отличие от бойкого и шустрого Саввы, младший Сергей был застенчивым, нрава тихого, и оставался в тени старшего брата. Первоначальное образование братья, как и их сёстры, получили дома, а затем поступили учиться в 4-ю московскую гимназию. Потом Сергей Морозов был переведён в престижный Лицей им. Цесаревича Николая на Остоженке (ныне в этом здании располагается Дипломатическая академия МИД РФ), а после его окончания поступил на юридический факультет Московского университета и, завершив учёбу в 1887 году и получив звание кандидата права.

Как и другие члены купеческой династии Морозовых, Сергей Тимофеевич тоже был потомственным Почётным гражданином и владел паями Никольской мануфактуры. А после гибели брата Саввы в 1905 году он до 1917 года являлся директором-распорядителем Товарищества. Однако его имя осталось известным не столько на поприще предпринимательства, сколько на ниве культурной, общественной и благотворительной деятельности.

Это ярко проявилось, например, в его дружбе с Исааком Ильичём Левитаном (1860-1900), одним из видных представителей пейзажной живописи в России. Сергей Тимофеевич приютил бездомного художника в своей мастерской, которая находилась на территории семейной усадьбы в Б.Трёхсвятительском переулке.

 

памятник

Мастерская
Мастерская И.И.Левитана

Здесь Левитан провёл последние 10 лет жизни, написал, пожалуй, лучшие свои работы и здесь же он умер. А другой выделенный Сергею Морозову участок территории усадьбы оставил свободным, где позже было создан Милютинский детский парк. Сам он переехал сначала на Поварскую улицу, а затем на Садово-Кудринскую, где приобрёл особняк, который, однако, не сохранился.

парк
Уголок Милютинского детского парка.

Свой след Сергей Тимофеевич оставил также в театральных делах. Он стал пайщиком Московского Художественного театра, где основную финансовую ношу взял на себя его брат Савва. Оба брата выступали и за создание Зимнего театра в Никольском, где Сергей Морозов выделил 30 тысяч рублей на первый этап его строительства.

Какой бы значительной ни была благотворительная деятельность С.Т. Морозова в разных сферах, однако наибольшую известность принесла ему работа в области кустарных промыслов. Всё началось с того, что в 1882 году по инициативе Московского земства прошла Всероссийская выставка, на которой была представлена продукция кустарных мастерских и артелей Подмосковья, а также ряда центральных губерний. После её закрытия выставочные экспонаты приобрёл молодой Сергей Морозов. В 1885 году при его непосредственном участии был создан Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства.

Автор-составитель книги о Кустарном музее К.Ю. Нарвойт пишет: «В 1888 году при земской управе была создана кустарная комиссия, в которую пригласили Сергея Тимофеевича Морозова, и предложения по реорганизации музея были поручены ему. По его инициативе к задачам музея добавилась учебная функция. В центрах традиционных промыслов были созданы земские учебные мастерские. Также была выстроена система кредитования и снабжения кустарей сырьём и материалами и организован сбыт заказанных музеем изделий. В 1890 году С.Т. Морозов был назначен заведующим Кустарным музеем. Он работал в этой должности до 1897 года, а затем его избрали почётным попечителем. С приходом Морозова музей начал очень активно развиваться и быстро завоевал славу ведущего учреждения, координировавшего деятельность кустарных промыслов и продвигавшего их продукцию на отечественном и международном художественном рынках».

фото
Фото из книги К.Ю.Нарвойта «Знаменитый и неизвестный Кустарный музей».

К этому надо добавить то, что рассказала в своём докладе на Первых Морозовских чтениях в Ногинске в 1995 году искусствовед Н.Н. Мамонтова. Она отметила, что «помощь кустарным промыслам осуществлялась не столько на весьма ограниченные средства земского бюджета, сколько на частные пожертвования, и первым среди жертвователей был сам С.Т. Морозов. В обороте музея числился также капитал, пожертвованный В.А. Морозовой (Варвара Алексеевна была замужем за Абрамом Абрамовичем Морозовым, внуком Саввы Васильевича – Г.Б.). Начиная с первых шагов своих в музее, Сергей Тимофеевич постоянно вкладывал свои деньги туда, где это требовалось для реализации его планов. Так были устроены на его личные средства первые земские учебные мастерские – корзиночная близ станции Голицыно в 1891 году, игрушечная в Сергиевом Посаде в 1892 году… Морозов организует фонд кредитования кооперативного движения, передав земству для этой цели 100 тыс. рублей. Фонд получил имя С.Т. Морозова, управление осуществлял особый комитет, выдававший ссуды согласно утверждённым правилам. В числе первых артелей, созданных при поддержке фонда, были Вяземское общество, объединение кустарей-лозоплетельщиков, Хотьковская артель резчиков».

Важнейшим событием стало участие «кустарей» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Был создан Павильон кустарных изделий и рукоделий, для которого было собрано всё лучшее, произведённое в России. В подготовке экспозиции принимали участие архитектор И.Е. Бондаренко, художники А.Я. Головин, К.А. Коровин и другие. Она была удостоена Золотой медали и Гран-при, а в числе её экспонатов была показана «Матрёна». Так стала называться самая первая русская матрёшка, изготовленная в Музее мастером В.Звёздочкиным по образцу японской куклы. Говоря о дальнейшей судьбе экспонатов выставки, К.Ю. Нарвойт замечает: «Вероятно, все эти материалы попали в музей благодаря Сергею Тимофеевичу Морозову, принимавшему активное участие в работе Главного комитета по организации Кустарного отдела выставки».

павильон
Павильон кустарных промыслов России на Всемирной выставке в Париже. 1900г.
экспозиция
Экспозиция Кустарного отдела выставки в Париже.

Возможно, это дало толчок тому, чтобы расширить музейную коллекцию. Ведь вначале для экспозиции использовались разные помещения. А затем Сергей Морозов решил объединить под одной крышей всё то, что относилось к кустарным промыслам. Он приобрёл на свои средства владение в самом центре Москвы, в Леонтьевском переулке, 7. Имевшееся здесь здание было перестроено в неорусском стиле, и в 1903 году сюда переехал Музей кустарных изделий. Новый двухэтажный особняк был сооружён архитектором С.У. Соловьёвым. В 1911 году была сделана двухэтажная пристройка с мезонином для торгового отдела Музея. Авторами этого проекта считаются архитекторы В.Н. Башкиров и А.Э. Эрихсон, но недавно специалисты нашли среди его авторов и имя А.В. Щусева, знаменитого в будущем архитектора. Все эти здания почти в прежнем виде сохранились до наших дней.

музей
Здание бывшего Кустарного музея в Москве.

В 1910 году Московское губернское ведомство приняло на основе отчёта Морозова о содействии кустарной промышленности проект положения о Кустарном музее в Москве. Согласно этому положению, он состоял из музеев промыслов и образцов, торгового, кооперативного и технического отделов, столярно-резных и отделочных мастерских. Самым активным был торговый отдел, который наладил прямые связи с мастерами. При нём был открыт магазин, и продукция российских кустарей стала известна не только в стране, но и за рубежом.

Помимо оптовой и розничной торговли, огромное внимание уделялось собиранию и коллекционированию образцов продукции отечественных мастеров, учёбе и подготовке новых кадров. При музее работали разнообразные мастерские, в которых шлифовались навыки будущих мастеров и шёл поиск новых образцов продукции. Опытные и начинающие мастера снабжались материалами и орудиями труда торговым отделом музея.

Сергей Тимофеевич постоянно поддерживал Кустарный музей, вкладывая свои средства и направляя его работу. Он финансировал также командировки специалистов по кустарным промыслам за границу, выделял средства на устройство земских учебных мастерских.

После революции все личные средства и имущество Морозовых были национализированы, но Кустарный музей под разными названиями продолжил работу по развитию народных промыслов. Сам Сергей Морозов был оставлен при Музее консультантом по кустарному делу, однако в 1925 году он эмигрировал во Францию. Здесь Сергей Тимофеевич скромно жил вместе с женой Ольгой Васильевной Кривошеиной, сестрой бывшего царского министра земледелия А.В.Кривошеина. Любопытно, что в удостоверении личности С.Т. Морозова, выданном полицейской префектурой Парижа, датой его рождения почему-то значится 1860 год.

Морозов С.Т.

Сергей Тимофеевич Морозов умер 11 декабря 1944 года, в уже освобождённом от немцев Париже, и был похоронен на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где покоится и прах его супруги.надгробие

Что касается морозовской коллекции в Кустарном музее, состоящей примерно из 70 тысяч единиц хранения, то в 1994 году было принято решение о её воссоздании в виде Музея народного искусства имени С.Т. Морозова и сохранении его в историческом здании в Леонтьевском переулке. Но через четыре года появилось распоряжение Правительства РФ, согласно которому Музей должен был продолжить существование как структурное подразделение Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), куда и была перевезена экспозиция морозовского музея. А здание бывшего Кустарного музея было отдано в 2006 году хореографическому ансамблю «Берёзка».

дом
Центральный вход Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Морозовская коллекция во Всероссийском музее декоративного искусства, как теперь называется ВМДПНИ, продолжает ныне сохранять название Музея народного искусства имени С.Т. Морозова. Ряд его экспонатов выставлен в разных залах Всероссийского музея. И самым интересным из них является, пожалуй, керамическое панно – облицовка камина, которое было выполнено Михаилом Врубеле и украшает «Врубелевский зал» музея.

бюст

В фойе музея был установлен бюст Сергея Морозова, который в 2000 году создал известный скульптор Салават Щербаков. Имя С.Т. Морозова носит также Научная библиотека при Музее.

библиотека

По случаю 125-летия основания Кустарного музея был временно открыт зал, посвящённый Сергею Морозову, и прошла конференция. Так была отмечена его огромная роль в собирании образцов народного искусства и создании Кустарного музея в России.

Гамэр Баутдинов

08.08.2022

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий