На основе прекрасно сохранившегося семейного архива потомков первого режиссёра Зимнего театра Владимира Васильевича Трубникова участник Морозовского клуба Александра Бирюкова повествует его жизненную историю.
Первым режиссером, пусть и не профессиональным, в Зимнем морозовском театре был Владимир Васильевич Трубников. Когда мной писались книги «История длиною в век» и «Морозовский Зимний театр», набрала немного материалов в городском музее и Центральном государственном архиве г. Москвы о труппе, о спектаклях, но ничего не было о самом Владимире Васильевиче, кроме его записки Л.П. Дару и слов из заметки в «Богородской речи»: «Трубников заслуживает большой похвалы».
10 лет прошло с выхода первой книги, 3 года – с выхода второй, и вдруг такой подарок судьбы: позвонил внук В.В. Трубникова – Юрий Владимирович Трубников! Оказалось, что есть и внучка – Елена Владимировна. Более того: их тетушки (может, это и не точно выражено родство) оставили прекрасные воспоминания о всех известных им родственниках с XIX века, которыми Елена поделилась со мной. На основании их я и собираюсь написать этот материал о Владимире Васильевиче Трубникове – первом режиссере рабочей труппы с фабрики С. Морозова в Никольском.
В.В. Трубников родился в январе 1886 года в городе Иваново-Вознесенске в семье бухгалтера чугунолитейного завода Василия Владимировича Трубникова и его жены Олимпиады Акимовны. Отец умер, когда Володе было 5 лет. Накоплений в семье не было, детей было четверо, семья без главы голодала. Но О.А. Трубникова нашла в себе силы, заняла денег и стала шить и продавать дамские шляпки. А потом она решила применить в практику свои знания, полученные в детстве, по химчистке и крашению. Дело тоже пошло, заведение Трубниковой стало славиться в Иваново-Вознесенске, впрочем, чуть позже она оставила чистку и открыла городскую прачечную.
Сыновей, в том числе и Володю, она определила в реальное училище. По окончании училища Володя поступил в Ивановскую школу колористов (от слова «колер» — цвет). Школа колористов была известным на всё страну заведением. Это было что-то более высокое, нежели современный колледж, но ниже высшего учебного заведения. Трубникову уже после революции пришлось сдать экзамены по нескольким предметам, что бы получить звание инженера. В школе было несколько технологических отделений, Володя учился на красильном.
В доме О.А. Трубниковой молодежь (ее дети и их друзья) жили весело. Устраивались домашние концерты: дочь Маргарита играла на пианино, сын Коля – на скрипке, Володя и его друг Ваня – пели. Много танцевали и у себя, и ходили на вечера.
Владимир был большим любителем театра, сам неплохо играл и очень любил режиссуру. Он даже пробовался в Малый театр, кажется, понравился, но мать категорически воспротивилась, и в театр он не пошел. Зато в Орехово-Зуеве, куда он устроился на работу по окончании Ивановской школы колористов, он был избран в Театральную комиссию вновь открывшегося в 1912 году Зимнего театра и сам организовал любительский театр с актерами из рабочих фабрик С. Морозова, став режиссером-постановщиком.
Уже служа на фабрике С. Морозова в Никольском, В.В. Трубников женился.
Отец невесты – Василий Степанович Взоров — был сыном священника из села Житенино – о. Стефана. Так, совершенно неожиданно, можно предположить родство Василия и Ивана Степановича Взорова, отца нашего известного городского художника Владимира Ивановича Взорова! Мать ее – Анисья Хрисанфовна, в девичестве Лебедева.
Мария родилась 14 января 1896 года в городе Богородске, точнее – в Глухове, на фабрике З. Морозова, где ее дед и отец служили специалистами по крашению тканей. Маша закончила 3 класса начальной школы, потом училась в Симоновской школе Московского Благотворительного общества, где она научилась ремеслу дамской портнихи. В 16 лет в 1912 году она закончила ее, получив звание «дамский портной» с правом открытия мастерской по достижении совершеннолетия.
В пансионе Симоновской школы она подружилась с Катей Кочетовой, которая жила в Орехово-Зуеве. По окончании школы они переписывались, приезжали друг к другу в гости. Там же в Орехове жил старший брат ее отца – Александр Степанович Взоров. В 1913 году Машу отпустили к нему в гости на Рождество. Конечно, свой досуг она проводила с Катей.
Вместе с Катей они пошли на рождественский бал в клуб при Ореховской фабрике (к сожалению, невозможно понять, что где было – в Клубе служащих или Зимнем театре). Они были вместе со взрослыми, очень веселились и до упаду танцевали. На этом-то балу Машу и приметил Владимир Васильевич Трубников.
У Марии были чудесные косы, она была светлой блондинкой, молоденькая, очень хорошенькая и бесконечно веселая. Он-то ее приметил, а она его нет, так как молодой человек был по ее мнению слишком стар – ему было в ту пору целых 27 лет, а ей – 17. И когда он пытался пригласить ее танцевать, она уклонялась и норовила танцевать с молоденькими.
Владимир Васильевич узнал, кто она такая, познакомился с ее дядей и сделал формальное предложение. Дядя связался с отцом Марии, и началось сватовство причем без участия Маши.
И хотя у Марии были другие поклонники, сватавшие ее, Трубников родителям понравился более, так как был солидный, самостоятельный, непьющий и, что очень было важно – он имел ту же специальность, что и ее отец: после окончания Ивановской школы колористов он работал на красильно-отделочной фабрике Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К⁰» (так разрушилось мое предположение, что В.В. Трубников работал техником на Механическом заводе у С. Морозова).
Сватовство счастливо продвигалось вперед все также без участия невесты. Будущий зять приезжал в Глухово знакомиться с родителями невесты. Родители ездили в Орехово. Потом познакомились с матерью жениха.
Все шло к согласию, но Олимпиаде Акимовне не понравилось, что за невестой, кроме вещественного приданого, отец давал 3000 рублей на обзаведение, она требовала 5000. Трубников же был так влюблен, что решился обмануть мать, предложив будущему тестю сказать, что тот согласен дать 5000, убедив, что он сам ни на что не претендует, что ему ничего не нужно. Когда все было улажено, сообщили Марии.
Начались приготовления к свадьбе – шилось приданое, покупались разные вещи. Жених перешел на работу от одного Морозова, в Орехове, к другому, в Глухове. Свадьба состоялась в феврале 1914 года. Венчались в Москве, в Москве же был свадебный обед, после которого молодые сразу уехали в Петербург.
Вот и выяснилась причина ухода Владимира Васильевича из труппы рабочих Морозовской мануфактуры: он перешел на работу на Богородско-Глуховскую фабрику А.И. Морозова!
18 декабря 1913 года он пишет письмо председателю Театральной комиссии Зимнего театра Л.П. Дару: «Многоуважаемый Леонид Павлович! Посылаю вам список любителей. Женский персонал не разделяю, т.к. эти девицы всегда у меня ходили на репетиции участвовали во всех спектаклях. Мужской персонал делю на 2 разряда: в 1-ый разряд вошли играющие главные роли и посещающие кружок со дня открытия, во 2-ой разряд все статисты. Уважающий вас Вл. Трубников». К письму приложен лист со Списком любителей «Труппы Рабочих» из 14 женщин, 20 мужчин в 1-ом разряде и 10 – во 2-ом. Таким образом, переход в Глухово состоялся еще до декабря 1913 года.
По возвращении из Петербурга они устроились в большой хорошо обставленной квартире из 5 комнат в Глухове.
Семейная жизнь продолжалась недолго – через четыре месяца началась первая мировая война, и В.В. Трубников сразу же был призван и отправлен на Кавказский фронт.
Беременная Мария вернулась к родителям. 29 января 1915 года она родила дочь – Тамару.
В.В. Трубников был определен в саперное подразделение прапорщиком и служил в крепости Карс. В военных действиях он почти не участвовал. Когда началась революция, взбунтовавшиеся солдаты в крепости, с которыми он был в добрых отношениях, посоветовали ему уехать, что он и сделал.
Приехал в Глухово, фабрика еще работала, и он определился на службу. В 1918 году родился у него сын – Владимир.
В 1919 году В.В. Трубников ушел в Красную Армию: его как специалиста, взяли преподавателем на военные курсы по подготовке красных командиров в Москве. Мария вспомнила Симоновскую школу и занялась ремеслом портнихи.
Вернувшись в Глухово, В.В. Трубников работал на фабрике. В 1929 году перешел на работу на Егорьевскую фабрику, но потом в какое-то время вернулся в Глухово. Владимир Васильевич умер в 1948 году, Мария Васильевна – в 1975. Похоронены на Глуховском кладбище.
8-9 спектаклей поставил В.В. Трубников в Зимнем морозовском театре с лета 1912 по зиму 1913 года. Все они, как и его мастерство режиссера, были высоко оценены не только жителями местечка, но и уездной Богородской и губернскими Владимирскими газетами (подробнее об этом можно прочитать в книге «Морозовский Зимний театр» А. Бирюковой).
Свою любовь к театру он воплотил и в Глухове, создав уже при советской власти в Глуховском клубе любительскую труппу, чьи спектакли долго оживляли культурную жизнь Глухова.
Заслуженный работник культуры МО Александра Бирюкова.
По воспоминаниям Ангелины Ивановны Брюхоненко (в дев. Курова, ее мать — Трубникова) и Тамары Владимировны Саблиной (в дев. Трубниковой).
Фото из семейного архива Трубниковых.
21.07.2022