К истории переправы через Клязьму

мост

  Река Клязьма делит наш город на две части: на левом берегу – Зуево, на правом Орехово, хотя сейчас такого деления нет. Старейшая часть города – Зуево, а на правом берегу поселение, как нам пока известно, возникло позже. По правому берегу проходит дорога, идущая из Ильинского погоста (когда-то весьма торговое поселение в село Воиново Гора и далее в уездный город Покров. На правом берегу реки находились сенные покосы зуевских помещиков, до которых крестьянам тоже нужно было как-то добираться. Таким образом, мы приходим к тому, что еще в стародавние времена переправа через Клязьму должна была быть. Архитектор Ю.Б. Бирюков, работавший в нашем городе над выявлением исторических зон, считал, что приближение продольной улицы Зуева (Володарского) своим характерным изгибом к броду (позднее – мосту) позволяет локализовать здесь переправу 1200-х годов, тем более, что здесь идущая от Орехова улица тоже приближается к реке.

Интересно, что в Центральном государственном архиве г. Москвы есть Геометрический специальный план Владимирской губернии Покровского уезда Попова луга против перевоза, составленный в 1772 году, на котором дорога, идущая из погоста Орехово в село Воиново Гора подходит к Клязьме именно в том месте, куда подходит зуевская главная улица. Название говорит о том, что в те стародавние времена здесь был перевоз.

Не будем возражать или поддерживать версию Ю.Б. Бирюкова, которая, несомненно, требует доказательства научного. Поговорим о более близких временах середины века XIX, когда на правом берегу реки Клязьма развертывалось строительство фабрик Морозовых с их социально-бытовыми составляющими.

Из краеведческого материала, из документов архивов Москвы, Московской и Владимирской областей известно, что всем работающим на фабриках жилья в местечке Никольском не хватало. Часть служащих, а особенно фабричных рабочих, проживало в деревне/селе Зуево. Так в 1890 году в Зуеве проживало 1459 человек, работающих на фабриках в Никольском и при них 1113 неработающих членов их семейств (из рапорта покровского уездного исправника владимирскому губернатору от 24 января 1890 г.), в 1917 году – 6402 (данные из МОАЦ). Все они должны были ежедневно перебираться с одного на другой берег реки и обратно. Можно предположить, что их перевозили лодочники.мост

Место переправы из Зуева в Никольское, несомненно, было там, где была выстроена первая дамба напротив Морозовских фабрик. К этой дамбе с зуевской улицы вел переулок, ныне носящий название Аптечного. Причаливали на правом берегу где-то в районе за домом М.И. Дианова, позднее Общественного собрания служащих С. Морозова. Отсюда натоптанная тропинка вела к Никольской улице. Позднее на месте перевоза фабриканты установили наплавной мост, который в народе называли лавы. Плавучими опорами такого моста были плоскодонные лодки-плашкоуты. Поэтому такой мост называли еще плашкоутным. Около моста со временем на Никольской стороне возник рынок.

мост

Весной Клязьма разливалась, что не позволяло использовать лавы, и тогда наводилась лодочная переправа, в более позднее время даже с использованием буксирного парохода с баржами из Вязниковского пароходства.

мост

В 1913 году лавы были выстроены также в Крутовской части Никольского. Они соединили район проживания Викуловских рабочих с селом Зуево.

мост

Село Орехово с селом Зуево также связывал наплавной мост, т.е. держащийся на плашкоутах. Он располагался чуть ниже моста на нынешней улице К. Либкнехта. С ореховской стороны он служил продолжением Зуевского проезда, а на зуевском берегу проходил между двумя фабриками: бывшей Брызгаловской и пунцовокрасильной фабрикой И.Н. Зимина. Когда здесь был построен первый наплавной мост – пока неизвестно.

            Есть интересный архивный документ в ЦГА г. Москвы (ф. 1417), в котором говорится, что Товарищество мануфактуры Ивана Никитича Зимина, Торговый дом Зиминых, компания Богородско-Глуховской мануфактуры, наследница богородского купца Новосадова Марья Тимофеевна Соколова и богородский купец Григорий Ефимович Зимин заключили договор с крестьянином Владимирской губернии Гороховецкого уезда села Фоминки Алексеем Васильевичем Шерстневым.  Его принадлежность к селу Фоминки совершенно не означает, что он в данное время проживал там. Жил он либо в Орехове, либо в Зуеве.

Договор был составлен в январе 1891 года. Согласно нему Шерстнев подрядился у вышеназванных фирм содержать наплавной мост через реку Клязьму в течение 6 лет: с 1891 по 1897 год. Мост он должен был построить за свой счет.

В отличие от лав у Никольских фабрик, предназначенных только для перехода людей, по этому мосту могли передвигаться и конные повозки с грузом. В договоре специально было указано, что езда по мосту лошадей этих фирм должна быть беспрепятственной во всякое время, кроме тех случаев, когда по реке вверх или вниз будут пропускаться суда и, конечно, во время весеннего разлива реки.  Как видите, этот документ дает нам еще сведения о том, что в конце XIX века по Клязьме ходили суда!

Ежегодно мост должен был наводиться после разлива реки. Для определения уровня поднятия воды в реке был установлен водомер. Во время ледохода мост спускался на правую сторону (ореховскую). Были случаи, когда мост во время разлива уносило вниз по течению.

Около моста располагалась сторожка, для которой приобрели землю у землевладельца – Викулы Елисеевича Морозова. Думается, стояла она на ореховском берегу Клязьмы, но вот каким боком здесь В.Е. Морозов? Земля эта принадлежала, как известно, сначала Ф.Г. Елисову, а потом братьям Чугуновым?

Сумма, за которую Шерстнев подрядился держать мост, – 5000 руб.  единовременно, была положена на заведенную в Товариществе мануфактуры И.Н. Зимина расчетную книжку А.В. Шерстнева и каждый год ему начислялась арендная плата.

Некоторые положения этого договора наводят на мысль, что для других мануфактур проезд по мосту был платным.

            Заметка в газете «Богородская речь» 1912 года, где говорится: «Не мешало бы мостовщику Шерстневу обратить внимание на невозможную дорогу по мосту. Благодаря оттепели, образовались ямы, выбоины, и езда становится невозможной», – позволяет говорить, что договор с ним был продлен после 1897 года.

То, что мост был наплавным и не мог действовать во время разлива реки, конечно же, не было хорошо для мануфактур.

            В марте 1913 года уездная газета «Богородская речь» пишет: «Зуевское купечество обнаруживает удивительное понимание своих собственных интересов. Подсчитайте-ка, сколько терпят убытку обе фирмы Зиминых вследствие отсутствия постоянного моста. Во время разлива товар перевозится на лодках, и кипы с товаром часто попадают в воду. И ничего. Обе фирмы стоически, точно Божье наказание, переносят эти невзгоды. Говорят, на поданную Зиминым просьбу в земство об устройстве постоянного моста земство ответило отказом и, по-моему, вполне справедливо. Вот если бы фирмы, как наиболее заинтересованные, взяли на себя часть расходов по постройке, то тогда, надо полагать, земство отнеслось бы иначе к этому ходатайству».

Во время весенних разливов переправу осуществляли на лодках. В Зуеве существовал так называемый общественный перевоз, для которого пользовались лодкой Зиминых.  Весной 1913 года Зимины почему-то рассорились с зуевскими крестьянами: «теперь Зимины не подпускают зуевских крестьян к конторе на пушечный выстрел, – пишет корреспондент «Богородской речи» – потому крестьянам пришлось купить свою утлую ладью, на которой переезжать реку находилось не много смельчаков».

мост

Если же посмотреть на фотографию этого моста у нынешнего завода «Респиратор», датируемую 1930-ыми годами, из открыток «Лики старого города», выпущенных городским музеем, то мы увидим, что мост этот уже постоянный с настоящими опорами. Мост стоит на том же самом месте у Белицынской бани и является продолжением бывшего Зуевского, в советское время – Мостового проезда. Современный автомобильный мост через Клязьму был построен чуть выше в 1963-1965 годах.

мост

Несколько историй, связанных с наплывными мостами, описано в Дневник гравера морозовской мануфактуры Василия Ивановича Бычкова:

К истории переправы через Клязьму

«Ноябрь 1893 г. 10-е. Среда. Вчера в 8 часов вечера на Клязьме сильным напором воды и льда снесло мост и лавы, вода прибыла сразу. Сегодня с утра морозно и идет снег, вода больше не прибывает: сообщение с Зуевом на лодках».

«Апрель 1896 г. 15-е. Понедельник. В понедельник была свадьба А.Н. Иванова с Н. В. Рыжковой, а во вторник на реке Клязьме его дом снесло, мост и лавы, и сообщение с Зуевом прекратилось впредь до очистки реки ото льда».

«1903 г. март,21-е. Пятница. Мост на Клязьме развели 12-го, а лавы снесло 14-го числа, 15-го шел лед. Перевозят на пароходе и на лодках; вода все прибывает».

«1912г., март, 19-ое. Понедельник. Сегодня в 7 ч. утра развели мост и лавы ввиду напора льда, хотя погода стоит и не очень теплая».

Фабриканты Морозовы, владевшие Никольским, понимали необходимость постройки стационарного моста через Клязьму, который не зависел бы от разливов и ледоходов.  В Центральном историческом архиве г. Москвы есть План фабричных и других построек Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова Сын и Кᴼ» 1914-1916 годов, на котором нанесено место проектируемого моста, а также переписка Главной конторы Товарищества мануфактур «В. Морозов с сыновьями» 1917 года. Например, письмо С.Н. Свешникова в Никольскую контору (очевидно, в это время он живет в Москве): «Просим сообщить, какой предполагается строить мост через реку Клязьму, который С. Морозова, т.е. железный или деревянный. Так же в какое время предполагается выстроить, как видно есть предположение выстроить деревянный до Пасхи с.г.?»  Можно предположить, что решение о строительстве моста окончательно сформировалось у мануфактуры С. Морозова в 1917 году.

Другое письмо от 14 декабря 1917 года в Никольскую контору (тоже викуловскую) гласит: «Городская Ореховская управа приглашает (на) совещание представителей от фабрик С. Морозова и нашей и Зиминых по устройству моста через Клязьму и прохода от Почтовой станции на землю Елисова. С нашей стороны уполномачивается присутствовать Аким Андреевич Ковалев. Ввиду крупных затрат на устройство моста следует выслушать предположение затрат по устройству моста и доложить Правлению для окончательного решения по затратной сумме. Необходимо привлечь в расход Ореховское городское управление и других лиц по устройству моста вышеозначенного. Ст. Свешников».

мост

Этот мост был построен в 1921 году на предложенном когда-то Морозовыми месте и что интересно, именно на месте древнего перевоза.

Александра Бирюкова, 15.10.2020

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий