ТАЙНА ПАТРИАРХА САВВЫ МОРОЗОВА

Основатель рода купцов и промышленников Савва Васильевич Морозов в XIX веке создал в России мощную текстильную империю. Источники происхождения его капиталов до сих пор не ясны. На основе открывшихся данных их продолжает исследовать участник Морозовского клуба, краевед Александра Бирюкова.

ТАЙНА ПАТРИАРХА САВВЫ МОРОЗОВАФабрики Морозовых в Орехово-Зуеве.

Похоже, что патриарх рода Морозовых – Савва Васильевич преподнес нам еще одну загадку, которая вносит коррективы в историю его обогащения. Читатель помнит, что в своих статьях я склонялась к мнению профессора А.В. Пыжикова, что большинство купеческих состояний сделано на общинном капитале, а именно Морозовых – на деньгах Преображенского кладбища – общине старообрядцев-беспоповцев. Однако, появились факты, которые подвергают это утверждение сомнению.

ТАЙНА ПАТРИАРХА САВВЫ МОРОЗОВА

Панихида старообрядцев-федосеевцев на Преображенском кладбище в Москве.

Краевед, как и историк, должен доверять только источникам. Думаю, что таким можно считать сочинение А. Вишнякова «Старообрядческая Покровская молельня и Филипповская часовня в Москве», которая имеет подзаголовки своих глав – «К истории раскола». Сочинение было опубликовано в С. Петербурге в 1865 году.

ТАЙНА ПАТРИАРХА САВВЫ МОРОЗОВАОбложка сочинения А. Вишнякова.

К истории Покровской молельни в Москве приложены так называемые «Дружеские известия» – собрание документов, относящихся к несостоявшемуся соединению московских федосеевцев с поморцами.

НАША СПРАВКА

В Москве в 1771 году во время эпидемии чумы купцом-старовером И.А. Ковылиным под предлогом организации чумного карантина были устроены федосеевские богадельни, фактически монашеские обители, мужские и женские, продолжавшие традиции знаменитой Выгорецкой пустыни в Помории. Место это получило название Преображенского кладбища. Преображенское кладбище стало центром федосеевского беспоповского направления в старообрядчестве. Названо согласие по имени наиболее яркого проповедника безбрачия Феодосия Васильева. Особенностями этого направления старообрядчества считались безбрачие, убеждение в наступлении царства антихриста, убеждение в совершенной испорченности российского государства, отрицание моления за царя.

ТАЙНА ПАТРИАРХА САВВЫ МОРОЗОВА

Существовало и другое направление старообрядцев-беспоповцев, тех, что признавали брак. Они создали в Москве свою моленную, так называемую Монинскую или Покровскую часовню. Основателем ее был поморский проповедник мещанин Василий Емельянов и купец Г.И. Скачков. В этой моленной создающиеся семьи старообрядцев записывались в особые книги, «брачные книги», и нужно сказать, что власти признавали такие браки законными.

ТАЙНА ПАТРИАРХА САВВЫ МОРОЗОВАВсероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак в Москве. 1907г.

Настоятели моленной особое внимание уделяли устройству общины, а также созданию ее крепкого капитала. Так, чтобы записаться в «брачную книгу», нужно было внести посильные денежные приношения, но не меньше 10 руб., а богатые платили гораздо больше. Приношения доходили до 1000 руб. Кроме того, например, зять настоятеля Г. Скачкова – З. Бронин – писал иконы для молельни и на продажу, а часть денег от продажи икон обращались в общественный капитал часовни. Торговали также и книгами. У коробочников и так называемых офень скупались книги и иконы, при молельне открыли склад таких вещей, а также иконостасную мастерскую, и торговля всем этим была развернута на широкую ногу. Был и целый ряд богачей, которые поддерживали часовню, особенно в трудные годы. До 4000 прихожан было в часовне к 1812 году. Поэтому в Покровской часовне накопился огромный общественный капитал.

Возвращаемся к «Дружеским известиям». Члены общины Преображенского кладбища (не приемлющие брак) предложили обсудить противоречия между двумя общинами и прийти к согласию. Община Покровской часовни пишет им в ответ о своем согласии и предлагает конкретные меры по организации такого примирения. В послании есть приписка: «просим сообщить… в общественный наш дом, что здесь на Покровке, Савве Васильеву, с передачей управляющим упомянутым домом». Подписано же оно: «Никифор Петров числа сентября 1807 года. Савва Васильев, Гавриил Иларионов». Такие же подписи под вторым и третьим посланием. (Гавриил Иларионов – это и есть наставник молельни, купец Скачков). Для справки: И.А. Ковылин разорвал в клочки третье послание и бросил их в лицо курьера. На этом все дело примирения и закончилось.

Что для нас важно здесь? У меня не возникает сомнения, что упомянутый в «дружеском известии» Савва Васильев и есть бывший зуевский крестьянин, а в это время еще и фабрикант С.В. будущий Морозов, т.е. на самом деле он находился в общине Покровской часовни, а не Преображенского кладбища, как я писала ранее. Да еще можно видеть, что наш Савва Васильев был не рядовым членом поморской общины беспоповцев брачного согласия, раз его подпись стоит рядом с подписью наставника часовни.

Таким образом, не преображенский капитал лег в основу богатства Саввы Морозова, а капитал общины Покровской часовни в Москве. Очевидно, сильно пронырливым был Савва Васильев, если сумел занять особое положение в Покровской общине. Так может быть, и не ходил он в Москву, а жил при Покровской часовне, да торговал здесь своим товаром, а фабрика в Зуеве была на жене, да отце с матерью?

ТАЙНА ПАТРИАРХА САВВЫ МОРОЗОВА

 

Но через десяток лет он предаст своих единоверцев, перейдя в другое согласие – к поповцам в Рогожскую общину. Отделение от старой общины без повода у раскольников считалось бесчестным. Был ли у Морозова повод? На мой взгляд, только один: не хотел делиться своим капиталом, нажитом на общинные деньги, да эксплуатацией наемного труда. Вряд ли он мог быть оправдан в этом бывшими единоверцами.

Александра Бирюкова, 30.07.2021

 

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий