Подгорная

Подгорная

Этот микрорайон находится в Зуевской части города Орехово-Зуево, на берегу реки Клязьмы вблизи поселка Карболит (бывшая деревня Дубровка). Еще в 18 веке здесь существовали Крестовоздвиженский погост и село с тем же названием. К приходу Крестовоздвиженской церкви до 1873 года относилась и деревня Зуева, пока в ней не появилась своя деревянная церковь. Ниже храма, как бы под горой, строились жилые дома. Отсюда, по-видимому, и произошло название места – Подгорная.

Нина Васильевна Никольская, 1918 года рождения (учитель с педагогическим стажем 39 лет, ветеран труда), вспоминала: «Как хороша была церковь! Внутри расписана золотом, с богатым иконостасом и дорогой утварью. Великолепно пел хор. Был еще маленький храм с одним престолом Всех святых, отделанный белым мрамором. При входе стояла мраморная усыпальница Брашнина, огороженная столбиками с цепями».

Справа от церкви была часовня, а дальше начинался лес. Недалеко от церкви находилась дача Брашниных, владевших шелкоткацким производством в деревне Дубровка.

Рядом с храмом располагалось небольшое кладбище, после на этом месте был построен новый корпус Подгорной фабрики. Было еще старообрядческое кладбище недалеко от больницы. Оно располагалось на высоком берегу реки Клязьмы примерно там, где сейчас проходит улица Правды. Здесь была булыжная дорога-каменка, которая соединяла Подгорную с селом Орехово и деревней Зуева. Отдельные фрагменты этой каменки еще можно увидеть за бывшим магазином №100.

В 1934 году на старообрядческом кладбище была обнаружена могила В.Ф. Морозова, скончавшегося в 1825 году, отца Саввы Васильевича, основателя династии Морозовых. И еще был найден крест с надписью у одной из могил «Под сим крестом погребено тело раба божьего Иоанна Федоровича Кононова, скончавшегося апреля 1897 года. Сей по уполномочию христиан – поморцев брачного согласия ходатайствовал перед Екатериной II отмены венечной пошлины со старообрядцев».

Кладбище просуществовало примерно до начала 60-х годов прошлого столетия, а потом здесь стали строить жилые дома и появились улицы Правды и Гагарина.

При храме была церковно-приходская школа, где учителями работали И. Андреев и его жена Раиса Павловна. Ее отец, П.Е. Абакумов, был участником Морозовской стачки 1885 года. Напротив школы стояла деревянная почта и три дома для священнослужителей, в которых потом жили фабричные рабочие.

После закрытия Крестовоздвиженской церкви ее перестроили и в здании разместили ФЗУ (фабрично-заводское училище). Потом оно стало называться ПТУ №1.

В школе некоторое время шли занятия, а потом здесь поселились учителя и дом стали называть «учительским».

Если в местечке Никольское на правом берегу реки Клязьмы обосновались купцы-фабриканты Морозовы, то в Зуеве наиболее известна династия Зиминых. Они в 60-е годы 19 века рядом с церковью построили механическую ткацкую «Подгорную фабрику», затем черную красильню. При фабрике содержалась конюшня.

Здесь, на Подгорной, Зимины построили четыре двухэтажных дома для служащих и пять казарм для рабочих, а также больницу, пекарню и магазин. На берегу Клязьмы под горой была каменная белая баня, где позднее обосновалась лодочная станция «Спасатель».

Недалеко от церкви был обустроен один из первых в Орехове футбольных плацев. Здесь до революции была организована детская футбольная команда «Щегол».

Старожилы Подгорной помнят сильный разлив Клязьмы в 1924 году, когда были затоплены все дома, но церковь не затопило, так как она стояла высоко. Жители во время паводка переезжали в Дубровку на лодках и плотах.

Подгорная фабрика и прилегающие к ней постройки образуют как бы квадрат, в результате чего появились не улицы, а проезды: 1-й, 2-й и 3-й Подгорные и проезд Фабзавуча, выходящие к улице Гагарина.

Между фабриками и жилыми постройками был небольшой, но уютный сквер, и зеленая зона из деревьев и кустарников, которая заглушала фабричный шум.

От завода «Карболит» к реке вдоль ограды стадиона протекал ручей – сточная канава, который в народе называли «Голубой Дунай», т.к. вода была голубоватой и от нее шли испарения со специфическим запахом. Этот ручей как бы отделял Подгорную от поселка Карболит. В начале 60-х годов прошлого столетия на заводе «Карболит» были построены очистные сооружения, и ручей был ликвидирован.

В 1932 году здесь был построен клуб Подгорновский, где директором был В.М. Цейтлин. Затем клуб стал называться «Восход». Этот клуб был центром культурной жизни в районе.

Были здесь и детские учреждения – ясли, детсад. В микрорайоне жили семьи текстильщиков и рабочих завода «Карболит». Всех перечислить просто невозможно, но все они работали на благо своей Родины.

В этом небольшом микрорайоне, отдаленном от основного города, царил какой-то особый климат. Здесь все было рядом: работа, жилье, магазин, баня… Люди знали друг друга, относились доброжелательно, старались помогать друг другу, и это переходило от поколения к поколению.

Многие семьи имели огороды и хранили урожай в сараях и погребах. За казармой №5 был пустырь, там в сараях держали живность, в основном кур, за что этот участок называли «куриная деревня». Комнатки в казармах были маленькие, не запирались. Воровства практически не было. За детьми присматривали соседи, если родители были на работе.

В настоящее время Подгорная фабрика практически не работает, больницу перевели на улицу Пушкина, а для ПТУ №1 построен целый комплекс в районе Исаакиевского озера, это теперь Московский областной железнодорожно-индустриальный техникум им. В. Бондаренко.

Многие постройки Зиминых разрушены. Осталась казарма №5. Сквер зарос бурьяном и образовалась как бы «мертвая зона»: не слышно ни голосов, ни шума городского. С помощью прихожан возродился Крестовоздвиженский храм. Появился спортивный комплекс «Восток», будут строиться новые дома. И надеемся, что заработает фабрика, благоустроится территория, и снова зацветут цветы на клумбах.

 

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий