О Фролыче

(Эстафета поколений)

Предлагаем авторскую статью члена Морозовского клуба Андрея Болдина о художнике Безрукове Владимире Фроловиче.

В.Ф.Безруков

В.Ф.Безруков

В июне 1930 года комнату на 3-ем этаже как раз над проходной аркой казармы №3 (ныне д. 102 по улице Ленина) огласил крик новоприбывшего жильца по имени Вова, а по батюшке – Фроловича. Мать, фабричная работница, в силу житейских обстоятельств, была вынуждена в одиночку ставить на ноги троих детей.

О жизни в казарме и её укладе написано много. Взаимопомощь без какой-либо корысти, жизнь на виду и общая вера в прекрасное будущее, сплачивали жителей этого человеческого муравейника, формируя характер не одного поколения. «Сорок один – ем один!» — выражение, которое было просто неуместным в то время. Хлебная горбушка, щедро обсыпанная солью и натёртая чесноком, поедалась детьми коллективно. Главное – успеть вовремя в него влиться!

Именно в такой среде и «варился» будущий художник. Учёбу в школе №14 Вова совмещал с занятиями в кружке ИЗО, которым руководил Взоров Владимир Иванович (1888—1969 г. Орехово-Зуево) — русский, советский театральный художник, художник-акварелист (Строгановское Центральное художественно-промышленное училище), педагог, создатель скульптурной композиции — Памятника Борцам революции, открытого в Орехово-Зуеве в 1923 году и ставшим символом города на Клязьме. Занятия эти в то время проходили в подвальном помещении Драматического театра. Проникшись искренней любовью к рисунку и живописи, юноша поступил в институт имени Сурикова, где на отделении монументальной живописи многое постиг под руководством преподавателя Александра Дейнеки, который, как и Роберт Фальк, были его любимыми художниками.

портретАвтопортрет (худ. В.Ф.Безруков)

Несмотря на многочисленных друзей в Москве, закончив в 1965 году институт с отличием, он возвращается на родину и становится живописцем художественной мастерской, расположенной в то время на улице Ленина. Его коллегами были: Мызников Геннадий, Куров Александр, Гусев Сергей, и другие, в том числе, вот досада – однофамилец, уже имевший «имя». Это обстоятельство, а также постоянное нытьё появившейся к тому времени тёщи относительно неблагозвучности его фамилии, вынудили его поменять фамилию. Вот так Безруков и стал Мирским.

Талант же преподавателя в нём раскрылся, когда он стал обучать детишек рисованию в кружке ИЗО при ДК «Текстильщиков». По характеру неконфликтный и добрый, он стал им другом и наставником по жизни. Чувствуя к себе такое отношение, они как промокашки вбирали в себя всё то лучшее, что было в нём. Несмотря, однако, на свою мирность, Владимир Фролович, а для некоторых и просто «Фролыч», как дитя казармы всегда мог постоять за себя и близких. «Мужик!» — именно так в этом плане отзывается его вдова, Татьяна Кошелева, которая, кстати, в своё время тоже была его ученицей!

Достойны внимания и воспоминания о нём его учеников. Так Петров Александр Васильевич вспоминает: «Нельзя сказать, что Фролыч был шибко спортивным, однако он без проблемы мог войти в кабинет председателя художественных мастерских на руках!». А о чувстве юмора и находчивости учителя он же продолжает: «Будучи на пленэре в Калужской области, мы писали эскизы возле одной из деревень. Отроки местные с интересом наблюдали за этим процессом. А на их вопрос о том, что мы делаем, Фролыч ответил, что готовим «протекты» (?!) для прокладки метро в эту местность. Это весть возрадовала не только местных жителей, но и представителей власти в лице местного деревнепредводителя. Дабы такие важные особы, как мы, не мокли под дождём, он любезно предоставил нам для жительства деревенский клуб. Мы же не отказались и также любезно прожили в нём несколько дней. Расставаясь, Фролычу пришлось всё же расстроить общественность тем, что сделанные «протекты» пока не позволяют провести метро в ближайшее время, но отчаиваться не следует, а следует верить в счастливое будущее!» Чтение классики, а именно Ильфа и Петрова, ему, явно, пришлось на пользу!

Геннадий Константинович Спирин, о котором была моя статья ранее, пишет: «…прочитал статью. Можно было что-нибудь добавить, но это не меняет общей канвы обзорности. Но я добавлю личное. Владимир Фролович был последователем Владимира Ивановича Взорова, ученика В. Серова. И именно Вл. Фролыч привёз меня в Москву поступать в школу «одарённых детей» (так называл Вл. Фролыч МСХШ имени Сурикова), тем самым сыграв в моей жизни решающую роль!»

С женой, Татьяной Кошелевой, они со временем построили на Охотничьей улице домик с просторной мастерской. Оттуда же, оседлав велосипеды, они рассекали просторы района, доезжая чуть ли не до деревни Марково во Владимирской области. Доставалось грибным местам и в Омутищах, куда добирались уже на электричке. Во время этих поездок делались и многочисленные эскизы. Излюбленным местом всё же было село Войнова гора, с его косогором над Клязьмой и чудом сохранившимися монастырскими ещё вратами… Эстафету педагога из рук Мастера принял ученик — Александр Петров, который в свою очередь вырастил новое поколение знаменитых ныне художников. Однако, это уже тема непременно отдельной статьи!

Летом 2014 года благодарными учениками была организована выставка «Учитель и его ученики», на которой 11 участников выставили 129 работ, написанных им в период от 50-х годов ХХ века до дня открытия выставки.

семья

Ушёл Владимир Фролович весной два года назад. Эти снимки были сделаны годом ранее на последнем дне его рождения. Теряя память и способность самостоятельно передвигаться, он по-прежнему пристально всматривался в лица окружающих, пытаясь увидеть что-то нам уже не доступное…

Андрей Болдин.

Снимки автора.

Оцените статью
Зебра-дисконт
Добавить комментарий