Первый раз – в новый класс

Нет комментариев

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание ответственности… Но особенно сложно тому, кто попадает в новый класс или школу. И от того, насколько легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, во многом зависит его дальнейшая социальная жизнь, умение выстраивать отношения. Как помочь ученику? Как сделать, так, чтобы процесс адаптации прошел для него успешно? Надеемся, вам помогут советы психолога, специалиста по социальной работе МУ «Молодежный клуб» Ирины Череменской.

Если он не уверен в себе…

Если у вашего сына или дочери имеются такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности в установлении контакта со сверстниками, необходимо начать над ними работу как можно раньше – еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. С подобного рода проблемами поможет справиться детский психолог.

Как понять, что у ребенка стресс?

У него появляются нарушения сна, он теряет аппетит, с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе. Начинают возникать и проблемы с поведением. В этом случае ребенку необходимы дополнительная помощь и поддержка. И если вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с проблемой, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу.

Что влияет на адаптацию к новому коллективу?

Насколько быстро ребенок вольется в новый коллектив, зависит и от этого коллектива, и от особенностей самого ученика, и от того, насколько его поддерживают родители, учителя.

Некоторые дети очень коммуникабельны, в любом коллективе они становятся любимчиками и лидерами. Им адаптироваться будет несложно. Но бывают дети сами по себе замкнутые и необщительные, и им потребуется больше времени, чтобы влиться в коллектив. Большую роль здесь играет воспитание. Если старшие члены семьи сами с трудом сходятся с другими людьми, они и детям не смогут привить навыки коммуникабельности.

Бывает, что родители из-за своих амбиций переводят ребенка, например, в математический класс, в то время как он является абсолютным гуманитарием. Естественно, здесь ему окажется некомфортно, он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые действительно любят математику и делают в ней успехи.

Важную роль играют и учителя. К сожалению, многие преподаватели не умеют разделять некоторые особенности или поступки ребенка и его личность. Они могут стыдить ученика перед всем классом за двойку, за опоздание на урок и так далее. Таким образом сам педагог может настраивать весь класс против одного человека.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться и найти друзей?

Проведите анализ ситуации. Часто, переводя сына или дочь в другую школу, родители думают, что вот теперь-то начнется новая жизнь и все будет по-другому. Однако те же трудности с коммуникацией, что были в старом классе, возникают и в новом. И если в каждом коллективе у ребенка не получается найти друзей, его игнорируют и ученики, и учителя, то, вероятнее всего, виной тому какие-то его личностные особенности. Поговорите с ребенком о том, что у него было в прошлой школе, какие возникали трудности в общении, что получалось и что не нравилось. Задайте ему вот эти вопросы. Как можно было бы в новой школе избежать того плохого, что было в старой? Как бы ты хотел, чтобы тебя воспринимали? Как ты думаешь, как к тебе относились одноклассники в старой школе? Тебе это нравится или нет? А учителя? Как бы ты хотел себя зарекомендовать? Ответы помогут вам проанализировать ситуацию и сделать выводы.

Приглашайте в гости сверстников. Это хорошо, если родители ненавязчиво помогают ребенку сблизиться с одноклас­сниками и пытаются повлиять на выбор друзей. Нет необходимости указывать ребенку, с кем ему дружить. Но можно просто обращать внимание на поведение тех детей, которые вам симпатичны. К примеру, мама может сказать дочери: «Мне так нравится эта девочка, нравится, как она себя ведет». Договоритесь с ребенком о том, как часто к вам домой могут приходить его друзья.

Учите ребенка общаться. Сейчас существуют различные тренинги по коммуникациям для подростков, на которых дети учатся общаться, приобретают навыки лидерства.

Не испытывайте чувство вины. Если вам по какой-либо причине пришлось перевести ребенка в другую школу, а ему оказалось трудно влиться в новый коллектив, не стоит себя корить за это и беспокоиться о том, что любимое чадо получит психологическую травму. Для него такая ситуация – это новый уровень взросления и становления личности. Без испытаний нет и развития. Ведь именно сейчас ребенок как объект социального взаимодействия впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам: кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет; в любом коллективе есть лидеры, а кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии; за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и непростым для школьника, поскольку родители, как правило, к этому не готовят.

Имеет смысл беспокоиться и бить во все колокола только в том случае, если ребенка в новом классе обижают, бьют, издеваются над ним, отбирают деньги. Вот тут уже нельзя пускать ситуацию на самотек, ожидая, когда школьник сам решит свои проблемы, а нужно вмешаться и родителям, и учителям.

И всегда помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям важнее всего родительская любовь и поддержка. Именно благодаря им у ребенка повышается уверенность в себе, ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь.

 

Читайте также:

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Scroll Up