Готовь инженеров со школьной скамьи

Нет комментариев

АО «Стекломаш» и Центр детского технического творчества – вот две отправные точки, с которых начинается путь будущих светил отечественной инженерии и передовых рабочих. Вернемся в 2018 год. Именно тогда на одном из заседаний Совета директоров городского округа Орехово-Зуево руководители обсуждали волнующую всех проблему – проблему нехватки рабочих и инженерных кадров на предприятиях. Печально, но факт: уже сейчас производственные предприятия испытывают нешуточный кадровый дефицит. Если дело так и дальше пойдет, то уже лет через пять дефицит этот станет просто катастрофическим. И выход из создавшегося положения есть только один: срочно начать исправлять ситуацию. Тогда-то и появилась мысль открыть в городе необычную школу – Школу Юного Инженера. Воплотить идею в жизнь взялись завод «Стекломаш» и ЦДТТ.

Суть проекта такова: ребята, еще учась в школе, параллельно получают техническую специальность. А после окончания одиннадцатилетки они смогут сразу пойти работать на производственное предприятие или же поступить в технические вузы либо колледжи.

Прошел год. Первый, организационный. И самый, наверное, сложный. О его итогах и о работе Школы Юного Инженера рассказывает один из участников проекта руководитель центра обучения и повышения квалификации. АО «Стекломаш» Иван Калиниченко.

– Иван Олегович, сколько направлений включает в себя проект?

– Инновационный образовательный проект «Школа Юного Инженера» включает в себя пять направлений: «Изобретатель», «Конструктор», «Программист», «Дизайнер», «Водитель мототранспортного средства». Хочу отметить, что он получил статус региональной инновационной площадки Московской области, и это позволит дополнительно привлечь из бюджета Московской области около миллиона рублей на развитие технического творчества в Орехово-Зуеве.

– У любого проекта обязательно есть цели и задачи. В вашем случае это…

– …формирование у ребят устойчивого интереса к инженерно-техническому творчеству. Начиная реализовывать проект, мы поставили перед собой несколько основных задач. Во-первых, вовлечь в научно-техническое творчество как можно больше детей – разумеется, тех, кому это нужно и интересно. Во-вторых, развивать у школьников интеллектуально-техническое мышление, конструкторские и изобретательские способности, а также конструкторские, инженерные и общенаучные навыки. В-третьих, создать благоприятную среду для раскрытия у детей творческих способностей. В-четвертых, воспитать в них соревновательный дух и культуру поведения в конкурентной среде. Ну, и в-пятых, совершенствовать систему профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных инновационных отраслей. Это, скажем так, задачи на текущий момент. Если же говорить о перспективах, то это, конечно же, возрождение престижа инженерных профессий и восполнение в будущем дефицита квалифицированных рабочих кадров с техническим мышлением.

– То есть «Школа юного инженера» – это, если можно так сказать, профориентационная работа в новом формате?

– Так оно, по сути, и есть. Потому что реализация проекта «Школа Юного Инженера» дает детям и молодежи Орехово-Зуева возможность через создание современных условий для освоения высокотехнологического производства получить доступное и качественное дополнительное образование в области технического творчества и освоить первоначальные навыки в области инженерно-конструкторских профессий. А участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребятам сформировать успех и конкурентоспособность в обществе, повышает их социальный интеллект и жизненные навыки.

– Создание Школы – это дело не одного дня. И требует серьезной подготовки. Расскажите, как она проводилась?

– Период с начала сентября до конца декабря прошлого года стал для нас периодом становления. Именно тогда был проведен целый ряд подготовительных мероприятий. Нужно было выработать единую стратегию и концепцию Школы, разработать и подготовить документацию. Разумеется, запуск проекта потребовал улучшения материально-технической базы Центра детского технического творчества. Необходимо было сделать ремонт кабинетов, создать соответствующие всем современным требованиям рабочие места, закупить высокотехнологичное оборудование: лазерные станки, 3D-принтеры, компьютерное и робототехническое оборудование, программное обеспечение. Также необходимо было разработать и утвердить дополнительные общеразвивающие программы технической направленности и провести множество других мероприятий, без которых реализация проекта в том виде, в каком мы его задумали, была бы просто невозможна.

– Педагоги Центра детского технического творчества, которые участвуют в работе Школы Юного Инженера, проходили какую-то специальную подготовку?

– Разумеется. Все они проучились на курсах повышения квалификации, посещали семинары, участвовали в вебинарах.

– Ну, а какая работа проводится уже непосредственно в рамках Школы?

– Эта работа началась с января 2019 года. И, хоть времени прошло совсем немного, нам уже есть о чем рассказать. Наши ребята принимают активное участие в научно-исследовательской и проектной деятельности. За эти месяцы они успели поучаствовать в олимпиадах по программированию и в нескольких солидных конкурсах: «Юный исследователь», «Город мастеров», конкурс проектно-исследовательской деятельности учащихся PATRUM MODELING и других.

Наши ученики приняли участие в фестивале «Юные таланты Московии», в выставке по начальному техническому моделированию, фестивале по медиатворчеству, конкурсе-выставке лучших работ по техническому творчеству, соревнованиях по авиационному моделированию, соревнованиях по судовому моделированию, конкурсе-выставке по робототехнике и в чемпионате молодых профессионалов WORLDSKILLS RUSSIA. Как видите, несмотря на то, что проект пока еще находится в стадии реализации и мы только в самом начале пути, заявить о себе уже успели.

– Неужели и успехами можете похвастаться?

– Конечно. Уже в первый год работы Школа принесла городу множество громких и достойных побед. Благодаря команде умных, талантливых, творческих педагогов Центра детского технического творчества наши ребята регулярно становятся победителями и призерами конкурсов и фестивалей регионального, федерального и даже международного уровней.

Так, Мария Бояршинова стала чемпионкой Московской области в номинации «Лазерные технологии» среди юниоров на открытом чемпионате WORLDSKILLS RUSSIA. Максим Филиппов – серебряный призер финала национального чемпионата WORLDSKILLS RUSSIA в Томске в номинации «Программные решения для бизнеса» среди юниоров. Владимир Ларин – победитель отборочного этапа финала чемпионата WORLDSKILLS RUSSIA в номинации «WEB-дизайн» в Якутске и призер (он занял третье место) Финала VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы», который проходил с 20 по 24 мая в Казани.

Только за этот учебный год пятеро наших учащихся стали лауреатами премии губернатора Московской области за высокие достижения в области науки и искусства. Есть у нас еще одно достижение: семь наших программ получили сертификат проекта «Наука в Подмосковье». Это «Образовательная робототехника», «Цифроград (информатика)», «Авиационное моделирование», «Макетирование и дизайн», «Студия технического макетирования», «Начальное техническое моделирование для девочек «Умелые ручки», «Начальное техническое моделирование для мальчиков «Едем, плаваем, летаем».

– Будете ли вы поддерживать особенно талантливых и перспективных ребят?

– Безусловно. Проект предусматривает сопровождение наиболее талантливых выпускников «Школы Юного Инженера» в их дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве. Кроме того, АО «Стекломаш» совместно с ЦДТТ разработал программу для особо одаренных детей, которая будет реализовываться на базе Центра.

– А какую еще лепту предприятие вносит в реализацию проекта?

– Завод берет на себя обязательства по обеспечению проекта материальными ресурсами и оборудованием. В частности, АО «Стекломаш» полностью оборудовал один из учебных классов Центра, начиная от ремонта и заканчивая оснащением его мебелью и инструментами. Также, как уже было сказано, предприятие берет на себя дальнейшее сопровождение лучших учеников в профессиональном обучении и, как следствие, в трудоустройстве.

Для учащихся проводятся мастер-классы технической направленности и организовываются экскурсии на предприятие. При работе над индивидуальными проектами ребята всегда могут обратиться к специалистам завода за помощью в изготовлении деталей. Уже этим летом на нашем предприятии во время летних каникул проходила практика учеников ШЮИ. Например, Ирина Паршикова трудилась в цеху электронных компонентов и пневматических систем. После внутреннего обучения она выполняла работу радиомонтажника. Девушка очень хорошо себя зарекомендовала, выполняя работу на уровне штатных работников, и по итогу получила достойную оплату труда.

– Дети какого возраста могут обучаться в Школе Юного Инженера?

– Под проект попадают дети в возрасте от 5 до 18 лет – в зависимости от выбранного направления и программы. 90% учащихся – это звезды других объединений ЦДТТ. К сожалению, на этот учебный год записаться уже нельзя, так как желающих оказалось очень много и свободных мест сейчас нет.

– А когда начнется запись на следующий учебный год?

– Запись на следующий учебный год начнется с 15 апреля 2020 года. Ждем наших новых учеников.

www.ozgcdt.edumsko.ru

 

 

Читайте также:

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Scroll Up